Хорошо известно, что эпоха глобального информационного общества открыла невиданные в прошлом возможности с точки зрения развития компьютерных технологий и средств связи, но в то же время породила и новые, доселе не известные проблемы. Одной из таких проблем стало цифровое неравенство, которое уже называют одной из главных угроз для человечества в ближайшее время.

 

В середине XX в. во многих развитых странах мира начался переход к постиндустриальному обществу. По мнению Элвина Тоффлера, Дэниела Белла, Жана Фурастье, Роберта Хейлбронера, Питера Дракера и других теоретиков постиндустриализма, главная ценность такого общества — своевременная и легкодоступная информация. Именно она, а не материальные блага, может и должна открыть населению планеты широкие возможности для развития и прогресса. Говоря более конкретно — знания, полученные с ее помощью.

Однако любая информация имеет свойство постоянно увеличивать свой объем, причем с большой скоростью. Сегодня, когда объем знаний на планете растет с пугающей быстротой, их уже накоплено столько, что ни один человек не способен удержать все это в голове. Поэтому для хранения и передачи данных были созданы специальные носители — компьютеры, компьютерные сети, в том числе интернет. При этом многие надеялись на то, что использование новых технологий даст большие возможности для профессионального роста и повышения благосостояния всем обитателям Земли.

Но этого не случилось. Во многом по причине социально-экономического дисбаланса между различными регионами мира, например Севером и Югом, который не позволяет обеспечить всех возможностями по использованию технологий и сопутствующей инфраструктурой. Сейчас в мире только 4,72 млрд человек могут выходить в Сеть, а 3,1 млрд человек остаются вне ее. Это и есть цифровое неравенство — неравномерный доступ к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на глобальном, региональном и локальном уровнях.

 

 

Угроза для всех

Цифровое неравенство имеет разные формы. Это может быть простое отсутствие денег, чтобы купить нужное устройство. Это распространено главным образом в беднейших странах Африки, Латинской Америки и Азии. Так, например, в Индии, где сотни миллионов человек живут на 50 центов в день, в 2021 г. многие жители не могли записаться на вакцинацию, поскольку у них нет возможности приобрести себе необходимый для этого смартфон.

В группу риска могут попасть молодые или пожилые люди, лица с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, мигранты, представители этнических и языковых меньшинств. Так, в 2020 г. во время самоизоляции у многих студентов не было бесперебойного доступа к интернету: в Китае число таковых достигало 25%, в Мексике — 45%, в Индонезии — 65%. 

Люди могут быть отрезаны от цифровых ресурсов из-за так называемого деплатформинга — отказа в предоставлении услуг на платформе фактически в нарушение существующих правил использования сервиса. На таком основании лишить доступа к сервисам и ключевым компонентам ИТ-архитектуры можно кого угодно: как отдельных лиц, так и политические, национальные, экономические, социокультурные и другие группы и сообщества. Самым громким случаем деплатформинга считается блокировка аккаунта бывшего президента США Дональда Трампа в Twitter из-за несовпадения взглядов последнего и администрации ресурса.

Сейчас в странах с высоким уровнем доходов доступность интернета достигает 87%, однако в слаборазвитых странах она ниже — 17%.  Причем эта проблема стоит настолько остро, что швейцарская неправительственная организация «Всемирный экономический форум» назвала цифровое неравенство одной из главных угроз для человечества в ближайшие десять лет. Серьезный вклад в увеличение цифрового разрыва внесла и недавняя пандемия. Тем более что на момент ее начала у 60% взрослого населения планеты не было необходимых цифровых навыков для удаленной работы и учебы. 

Особенно сильно это было заметно в такой социально значимой сфере, как образование. По словам профессора кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС А.А. Бесчасной, в период пандемии многие родители по всему миру оказались не готовы к комфортному переходу от традиционной модели образования к дистанционной. Наиболее болезненно это сказалось на семьях, проживавших на удалении от крупных городов.

Например, в России в деревне Новопетровке Пермского края школьники из-за проблем с Сетью были вынуждены залезать на старую телевышку, чтобы отсылать домашние задания. Аналогичные ситуации были и в Норвегии, где некоторым семьям приходилось искать места с хорошим интернетом, чтобы дети продолжали учиться. В целом, по данным ЮНЕСКО, в 2020 г. 43% учащихся не имели доступа к интернету в домашних условиях.

 

 

Что можно сделать

По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, полностью уничтожить цифровое неравенство невозможно, поскольку в одних странах уже есть связь 5G и даже 6G, повсеместное покрытие интернетом и другие технологии, а у населения других стран нет даже базового доступа в Сеть. Однако ситуацию можно улучшить и даже серьезно сократить существующий разрыв. По мнению кандидата социологических наук Т.С. Мартыненко, для этого нужно выработать системный подход, в который входил бы целый комплекс мер, охватывающий население по максимуму.

Одной из таких мер могло бы стать повышение цифровой грамотности населения. Так, Минцифры России запустило проект по повышению цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез». Ожидается, что благодаря ему уровень цифровой грамотности жителей страны к 2024 г. будет доведен до 75%. Помимо этого, в программе «Московское долголетие» есть специальный курс, рассчитанный на пожилых людей, проводятся цифровые диктанты, об этом говорят в школах на уроках информатики.

Еще одним способом сокращения цифрового неравенства могло бы стать повсеместное распространение бесплатного интернета. Так, компания Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Проекты Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и др. занимаются запуском на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы.

Все эти и другие меры должны обязательно осуществляться на государственном уровне с привлечением серьезных ресурсов и высококлассных специалистов. Только в этом случае можно надеяться на максимальное преодоление цифрового неравенства и, как следствие, минимизацию социального и других видов напряжения в мире.

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на странице: НИУ-ВШЭ

Фото на главной странице: МГПУ