В Ярославской области, в Переславле-Залесском прошла конференция «СПО: от обучения до разработки». Это мероприятие проходило по принципу «два в одном», поскольку объединило образовательный форум «СПО в учебном процессе» и конференцию профессионалов «Разработка свободного ПО». Раньше они были разнесены в пространстве и времени, в этом же году, с учётом пандемических реалий, было решено провести их вместе. Организатор – российская ИТ-компания «Базальт СПО», поддержку конференции оказали Институт программных систем РАН имени А.К. Айламазяна, АРПП «Отечественный софт» и НП РУССОФТ.
Как было сказано на открытии, в современных условиях и с учётом общемировых тенденций развития рынка ИТ учить надо не тому, что уже есть, а тому, что будет. Иными словами, необходимо действовать на опережение, давая возможность учащимся проектировать программы и системы, которых пока ещё нет ни у кого в мире, то есть смотреть нужно на перспективу. При этом, однако, необходимо позаботиться о том, чтобы каждый школьник и студент получили прочный базис фундаментальных знаний, без чего невозможно построить ничего принципиально нового.
Говоря о фундаментальных, базовых основах образования, докладчики в основном имели в виду математику, физику и информатику, поскольку эти предметы в первую очередь развивают логику, пространственное и алгоритмическое мышление. Впрочем, докладчики согласились, что развивать способности человека способен каждый школьный предмет, просто делает он это по-своему, затрагивая разные отделы мозга, а целью образования, как и всегда, должна быть гармонично развитая личность.
Конечно, на конференции про свободное программное обеспечение вполне закономерно говорили прежде всего об ИТ-образовании. Так, ведущий специалист отдела образовательных проектов «Базальт СПО» Мария Петрова рассказала о том, как её компания помогает учащимся проявить себя в самых разных профессиональных испытаниях. Одно из них – ежегодная олимпиада ALT-SKILLS, она ориентирована на учащихся колледжей и посвящена использованию отечественного ПО, в том числе ОС «Альт Образование». Точно так же большой популярностью пользуется Фестиваль по установке российских операционных систем (RusLinuxInstallFes), в рамках которого проходят не только соревнования студенческих команд по установке ОС, но и планирование и реализация готовых рабочих мест различного назначения.
– В 2020-м мы присоединились к Международной олимпиаде «Траектория будущего», открыв там свою номинацию ALT LINUX, – сообщила Мария Петрова. – В ней было более полутысячи участников в возрасте от 13 до 23 лет, и все они показали достаточно хорошие результаты. Радует, что молодёжь понимает важность российского ПО. Кроме того, мы плотно сотрудничаем с ТемоЦентром Москвы, являемся партнёром направления «Технологии связи» ИТ-классов московских школ, разрабатываем практические кейсы для встраивания в учебный процесс. В том же году мы принимали участие в экспертизе работ на финальном этапе олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», и учителя школ проводили мастер-классы по онлайн-обучению. Участники олимпиады поделились опытом организации дистанта, работы с «Альт Образованием» по изучению языка программирования Python и технологии связи. Мы обязательно продолжим сотрудничество с ТемоЦентром и с Международной ассоциацией специалистов по сертификации.
Преподаватель информатики и ИКТ Щёлковского колледжа Денис Диденко поделился опытом использования СПО для администрирования компьютерного класса с помощью приложения Veyon – бесплатной альтернативы коммерческим решениям. Учитывая важность и актуальность темы дистанционного обучения, он подчеркнул, что сетевые технологии Veyon не ограничиваются подсетью, и поэтому можно присоединиться к урокам через VPN соединение.
– К настоящему времени сложились очень странные правила «жизни» многих вузов, - отметил в своём докладе генеральный директор «Процессные технологии», преподаватель МИСиС и Финансового университета Андрей Михеев. – Например, могут существовать весьма сложные программы обучения, которые студенты не в состоянии освоить. При этом за неуспеваемость «разрешается» отчислить лишь очень небольшой процент студентов. В результате преподаватели вынуждены имитировать как сам процесс обучения по этим программам, так и процесс контроля знаний (умений) студентов. Хуже всего то, что после этого учащиеся могут только копировать уже известные им решения и не умеют находить их самостоятельно.
Выход из ситуации Михеев видит в организации производственной практики для студентов в коммерческих компаниях. Эта деятельность, с одной стороны, должна быть частью официальной вузовской программы обучения студентов, а с другой – позволять так изменять «правила игры», как это очень сложно сделать «внутри» вуза.
К слову, «Базальт СПО» такую идею реализует уже давно и успешно, в этой компании проходят производственную практику десятки студентов из различных вузов России. И результат вполне ощутим: большинство практикантов в итоге изъявляет желание остаться тут работать по специальности.
Свободное программное обеспечение способно не только заместить проприетарное, иностранное, в рамках объявленного правительством РФ курса на импортозамещение. Оно ещё и помогает укрепить здоровье особых категорий граждан. Именно этому был посвящён доклад, подготовленный группой преподавателей и студентов РГСУ на тему «Программирование с использованием СПО, электроники и робототехники как средство развития координации, моторики и реакции для лиц с заболеванием ”детский церебральный паралич”». Авторы напомнили: чтобы это тяжёлое заболевание не прогрессировало, больному необходимо постоянно поддерживать форму путем выполнения специально назначенных физических упражнений, развития мелкой моторики. Поэтому в качестве тренажеров для развития мелкой моторики вполне можно использовать различные наборы в области электроники, программирования и робототехники. Последовательность использования наборов подбирается таким образом, чтобы постепенно увеличивалась точность движений (от крупных деталей предлагается постепенно переходить к деталям среднего размера и затем – к более мелким). Предлагаемая методика была протестирована одним из соавторов работы на самом себе, и получены следующие результаты:
- остановилось прогрессирование атетоза обеих рук (засвидетельствовано при периодических врачебных осмотрах);
- заметно улучшились способности к мелкой моторике;
- увеличились скорость сборки и качество работы с мелкими компонентами проектов.
В рамках проведения специализированных занятий по тренировке мелкой моторики был спроектирован и реализован программно-аппаратный комплекс оценки реакции человека на базе платформы Arduino.
Теме помощи людям с ОВЗ был посвящён ещё один доклад. Сотрудник ИПС РАН Сергей Карпеш рассказал о том, как он выполнял просьбу одного своего знакомого, страдающего ДЦП, который попросил его оптимизировать обычную компьютерную мышь, чтобы ею было удобнее работать. Оказалось, что изделие надо было создавать едва ли не с нуля, изготавливая корпус на 3D-принтере. В итоге получилась вполне функциональная и довольно удобная модель, которая помогала управлять курсором с помощью кнопок, джойстика и трекбола.
Как известно, многие образовательные материалы российскими педагогами были подготовлены с использованием мультимедийной платформы Adobe Flash. К сожалению, с недавних пор производители перестали обновлять Flash, из-за чего возникла необходимость чем-то её заменить, в частности при работе в начальных классах. Ученик 11 класса московской школы №830 Никита Турчанский предложил воспользоваться для этого Системой Наглядного Анимационного Программирования (СНАП). Он привёл целый ряд решений, благодаря которым можно реально повысить интерес детей к программированию и мотивировать их к дальнейшему изучению ИКТ. Среди них – ЛогоМиры 3.0, ПервоЛого, ПиктоМир, Scratch, Blockly и так далее.
Многие пользователи жалуются на то, что не все российские операционные системы на базе Linux поддерживают мощные и популярные зарубежные программы типа AutoCAD. Увы, это так, хотя претензии тут должны быть обращены к разработчикам не наших систем, а тех самых программ. А они упорно не желают идти навстречу поклонникам СПО и открывать коды. На самом же деле на них свет клином не сошёлся, и тот же самый AutoCAD вполне можно заменить чем-то другим, открытым и свободным. Обозреватель журнала «Стандарт» Яков Шпунт провел основательную аналитическую работу и в своем докладе рассказал о вариантах замены, отметив плюсы и минусы каждой программы: QCAD/LibreCAD, FreeCAD, Siemens NX, BricsCAD, Компас 3D и так далее.
Однако, чтобы пользователи в каждой образовательной организации нашей страны знали, что у каждой зарубежной программы имеется отечественный аналог, который можно и нужно использовать, дабы сэкономить собственные средства и обеспечить цифровой суверенитет, необходима слаженная работа СМИ, законодателей и производителей ПО. Пока же, как подчеркнул в выступлении исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин, в документах, которыми руководствуются наши чиновники, нет прямого указания по переходу на российское ПО вместо зарубежного. Поэтому до сих пор продолжают проводить ОГЭ и ЕГЭ на иностранных операционных системах, а ведущие издательства учебной литературы так и не наладили производство электронных учебников, совместимых с российским софтом.
– Тем не менее, усилиями членов Ассоциации дело всё-таки сдвинулось с места, – констатировал Лашин. – И во второй пакет мер господдержки российской ИТ-индустрии вошла мера, предусматривающая увеличение участия отечественных разработчиков в международных проектах развития свободного программного обеспечения. Уже к сентябрю текущего года Минцифры совместно с ИТ-компаниями разработают стратегию развития в России программного обеспечения с открытым кодом. Это позволит обеспечить эффективность и повысить качество свободного ПО, гарантировать технологическую и информационную безопасность и независимость, дать возможность проводить независимый аудит исходного кода, снизить санкционные риски и зависимости от глобальных вендоров.
Вадим Мелешко
Информация и фото предоставлены компанией «Базальт СПО»