Ученые ДГТУ, ЮФУ и Ростовского НИИ микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора изучили свойства бактерий пищеварительных трактов рукокрылых Ростовской области, Республики Адыгея, Краснодарского и Ставропольского краев. Результаты исследования помогут предотвращать новые заболевания, переходящие к человеку от летучих мышей.

Исследование, проводимое донскими учеными, позволит разработать меры, которые помогут посредством молочнокислых бактерий в пищеварительной системе летучих мышей предотвращать появление опасных для человека мутаций и распространение рукокрылыми новых вирусов. Кроме того, результаты работы станут отправной точкой для контроля над ареалом обитания летучих мышей юга России.

Ученые провели скрининг молочнокислых бактерий, выделенных из фекалий летучих мышей рыжая вечерница (Nyctalus noctula), средиземноморский нетопырь (Pipistrellus kuhli) и поздний кожан (Eptesicus serotinus) на антиоксидантную деятельность в микробиоте кишечника мышей. Образцы фекалий измельчались и растворялись в физиологическом растворе, далее полученную вытяжку помещали на селективную питательную среду для молочнокислых бактерий – MRS. Среда с посевами была инкубирована в анаэростате – приборе, позволяющем снизить количество кислорода в атмосфере, для того чтобы молочнокислые бактерии не погибли. После получения разнообразных колоний микроорганизмов ученые исследовали каждую из них: проводили микроскопию и ряд тестов, которые предварительно позволили предположить, что конкретные колонии бактерий – это те самые необходимые молочнокислые бактерии.

– В итоге мы получили 59 изолятов различных штаммов молочнокислых бактерий. Для изучения их свойств бактерии были помещены на lux-биосенсоры, представляющие собой клетки кишечной палочки Escherichia coli, реагирующие на окислительный стресс – процесс повреждения клетки в результате окисления, – рассказал декан факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ Алексей Ермаков. – Такие биосенсоры показывают, что бактерия обладает полезными пробиотическими свойствами: препятствует повреждению клеток и ДНК, предотвращая таким образом мутации.

В результате ученые выявили, что молочнокислые бактерии имеют антиоксидантные свойства и снижают высокий уровень свободных радикалов, образующихся во время полета летучей мыши и негативно влияющих на ее ДНК – генетический код клетки, что в свою очередь приводит к изменениям в его структуре. Таким образом, антиоксидантные свойства молочнокислых бактерий способствуют снижению мутационных процессов и подавлению новых вирусов.

– Летучие мыши – подвижные млекопитающие с довольно длительной продолжительностью жизни, до 30 лет, переносят огромное число патогенов, способных передаваться человеку и вызывать у него серьезные заболевания, в том числе вирусного происхождения, такие как COVID-19, ближневосточный респираторный синдром (MERS), тяжелый острый респираторный синдром (SARS), лихорадка Эбола, вирусный энцефалит и вирусная инфекция Нипах, – отметил ассистент кафедры «Биоинженерия» ДГТУ Сергей Головин. – Поэтому так важно их изучение на предмет передачи инфекций и создания благоприятной среды для мутации патогенов. Разработка методик и средств борьбы с опасными для человека вирусами станет новым словом в борьбе с вирусными инфекциями.

Источник фото: donstu.ru