Ученые сделали открытие, сравнив подъязычные кости вымерших динозавров, птерозавров, аллигаторов с костями современных птиц и аллигаторов, - пишет sci-news.com.

«Языки часто игнорируют. Но они дают ключевое понимание образа жизни вымерших животных», - сказал ведущий автор исследования д-р Чжиэн Ли - исследователь из лаборатории эволюции позвоночных животных и происхождения человека Китайской академии наук.

Подъязычные кости действуют как якорь для языка у большинства животных, но у птиц эти кости могут протягиваться до самого кончика языка.

Поскольку вымершие динозавры связаны с крокодилами, птерозаврами и современными птицами, сравнение анатомии между этими группами может помочь ученым понять сходства и различия в анатомии языка, а также проанализировать, как характерные особенности эволюционировали во времени и по разным ветвям.

Исследователи получили качественные изображения подъязычных мышц и костей 15 современных образцов, включая трех аллигаторов и 13 видов птиц, от уток до страусов.

Ископаемые экземпляры, в большинстве своем из северо-восточного Китая, были тщательно изучены на предмет сохранения тонких языковых костей и включали в себя Тираннозавра Рекса, маленьких птицеподобных динозавров, а также птерозавров.

Результаты показывают, что подъязычные кости большинства динозавров были похожи на кости аллигаторов и крокодилов - короткие, простые и связанные с языком, который был не очень подвижным.

«Результаты означают, что впечатляющие модели динозавров с языками, простирающимися между их челюстями, являются неверными. Они долгое время реконструировались неправильно», - говорит профессор Юлиа Кларк - палеонтолог из Техасского университета в Остине.

«У большинства вымерших динозавров кости языка очень короткие. И у крокодилов с такими же короткими подъязычными костями язык полностью закреплен на дне ротовой полости».

В отличие от коротких подъязычных костей крокодилов ученые обнаружили, что птерозавры, птицеподобные динозавры и современные птицы имеют большое разнообразие в форме подъязычных костей.

«Диапазон форм может быть связан со способностью летать, или, в случае с нелетающими птицами, такими как страусы и эму, форма развилась от предка, который мог летать, - объяснили ученые. - Способность подниматься в небо могла привести к развитию новых способов кормления, которые могли быть связаны с разнообразием форм языка и его подвижностью».

«Птицы, в целом, тщательно разрабатывают строение языка. Это шокирует», - сказал профессор Кларк.

«Такое усовершенствование может быть связано с потерей ловкости, которая сопровождала превращение рук в крылья, - добавил д-р Ли. - Если вы не можете использовать руку для манипуляции жертвой, язык может стать гораздо более важным для добычи пищи. Это одна из гипотез, которые мы выдвинули».

Команда также отметила одно исключение, связывающее различие форм языков с полетом.

Птицетазовые динозавры - группа, в которую входят трицератопсы, анкилозавры и другие растительноядные динозавры, пережевывающие еду, - имели более сложные и мобильные подъязычные кости, при этом отличные от костей летающих динозавров и птерозавров.

«Дальнейшие исследования других анатомических изменений, сопровождавшихся сдвигами в функции языка, помогут усовершенствовать наши знания об эволюции птиц», - сказал профессор Кларк.