Андреа Кау (Andrea Cau) из Музея геологии и палеонтологии «Джованни Капеллини» и его коллеги по международной группе ученых изучили новую окаменелость, найденную в Монголии — динозавра Halszkaraptor escuilliei. Он выделяется из общего ряда динозавров тем, что вернулся с суши в море — один из немногих. Выяснилось, что его длинная гибкая шея — примерно такой же длины, как остальное тело животного — помогала ему подкрадываться к добыче. Подробно о своей работе авторы рассказал в статье, опубликованной в журнале Nature.

Немного есть существ, покинувших море, чтобы жить на суше, когда-либо возвращались назад: предки китов, морских черепах и ихтиозавров, чтобы назвать несколько. Среди динозавров таких еще меньше. Вот почему новая окаменелость, обнаруженная в юго-центральной Монголии, наделала столько шума.

Halskaraptor escuilliei — длинноногий динозавр, ростом около 45 сантиметров (высота современного гуся), жил от 71 миллиона до 75 миллионов лет назад и, вероятно, имел множество зубов, чтобы схватить и удержать пойманную рыбу. Подобно Spinosaurus, которого мы знаем, например, по фильму «Парк Юрского периода III», он имел длинные кости на кончике рыла, толстого и пронизанного сетью нервов и кровеносных сосудов — эта  особенность наблюдается у водных рептилий, от древних плезиозавров до современных крокодилов.

По мнению исследователей, длинная гибкая шея, примерно такой же длины, что и туловище, помогала ей подкрадываться к добыче. И эта длинная шея, как и у спинозавра, переместила центр тяжести вновь найденного животного вперед, вынудив его принимать более вертикальное положение при ходьбе — примерно как у сегодняшних ржанок (Charadriidae).

Еще один признак того, что Halskaraptor был полуводным, по мнению исследователей, заключается в полных передних конечностях существа — форма некоторых костей подсказывает, что они использовались для маневра при плавании.

[Иллюстрация: Lukas Panzarin]