Исследование антрополога Брайана Вуда из Калифорнийского университета показывает, как партнерство птицы и человека развивается и изменяется в разных культурах, сообщает Кембриджский университет. В некоторых районах Африки люди общаются с дикой птицей – большим медоуказчиком – для того, чтобы обнаружить пчелиные рои и собрать запасы меда и воска. Статья была опубликована в журнале Science.

Это редкий пример сотрудничества между людьми и дикими животными, а также потенциальный пример культурной коэволюции. «Наше исследование демонстрирует способность птиц узнавать различные вокальные сигналы, которые традиционно используются охотниками за медом, что расширяет возможности взаимовыгодного сотрудничества с людьми», – говорит Вуд.

По словам ученых «медоуказчики, похоже, досконально знают ландшафт, собирая информацию о расположении пчелиных гнезд, которой они затем делятся с людьми, которые охотно принимают помощь птиц». Медоуказчики также получают пользу от обнаружения колоний: они едят остатки сотов.

Исследование показало огромную пользу этих отношений для народа хадза на севере Мозамбика. «Медовые помощники» увеличили скорость нахождения охотниками-собирателями хадза пчелиных гнезд на 560% и привели их к значительно более медовым гнездам, чем те, которые были найдены без медоуказчиков. Предыдущее исследование также показало, что 8-10 % годового рациона хадза было приобретено с помощью птиц. Также были зафиксированы различия в том, как каждая культура привлекает «медовых помощников». Среди хадза охотник за медом объявляет о своем желании сотрудничать с птицей, насвистывая.

Ученые экспериментально подвергли птиц в Танзании и Мозамбике воздействию одного и того же набора предварительно записанных звуков. Это позволило исследователям проверить, научились ли животные распознавать и предпочитать специализированные сигналы, которые используют местные жители, или же их врожденно привлекают все подобные звуки. Результаты показали, что птицы слышат и привыкают к человеческим сигналам.

«Не только среди хадза, но и в охотничьих культурах по всему миру люди используют свистки как форму зашифрованной коммуникации – чтобы обмениваться информацией, избегая обнаружения добычей», – говорит Вуд. Гортанный сигнал может помочь отпугнуть животных, которых они считают опасными. Преимущества отношений человека и птицы должны привести к созданию долговременных, устойчивых связей.

[Фото: Brian Wood]