Новое исследование профессора Памелы Вольфберг (Pamela Wolfberg) и ее коллег из университета Сан-Франциско (США) показало, что развитие детей, больных аутизмом, идет более эффективно при использовании так называемой «модели совместных игровых групп». В рамках этой модели взрослый не выступает организатором игры детей, совместная игра строится на взаимном интересе сверстников. Выводы исследования ученые описывают в статье, опубликованной в Journal of Autism and Developmental Disorders.

Психологи изучали поведение 48 детей с аутизмом во время свободной игры в группе незнакомых сверстников до и после участия в программе занятий в рамках модели «совместных игровых групп». Выяснилось, что участие в программе значительно повлияло на способность детей взаимодействовать с не знакомыми им сверстниками, включаться в общую символическую игру.

«в Сан-Франциско особенно популярной оказалсь тема землетрясения и спасательных работ, — рассказала Памела Вольфберг. — например, у нас был маленький мальчик [с аутизмом — Прим. ред.], особенно любивший стучать по предметам. Так что ребята придумали построить дом из картонных коробок и затем устроить "землетрясение". Мальчик был строителем и смог разделить интерес других и построить нечто не совсем простое и "прожить" эту игру». Важно, что, согласно результатам эксперимента, не только во время игры в рамках программы ребенок демонстрировал новые возможности, но и после этого использовал их уже в других ситуациях взаимодействия с детьми, в том числе незнакомыми.

Одна из проблем детей-аутистов — сильно ограниченный игровой репертуар, их игры часто сводятся к манипулированию предметами и повторяющимся действиям с ними. Таким детям трудно воспринимать символическое значение предметов. Например, они не могут играть диванными подушками, строя из них крепость, потому что для них это только диванные подушки. При свободной совместной игре без взрослого руководства дети с аутизмом и дети, не имеющие нарушения, знакомые между собой, оказываются в одной игровой группе. Инициатива к той или иной игре идет от самих детей. В этой ситуации дети с аутизмом показывали способность подключаться к игре, воспринимать ее символический смысл.

Вольфберг уверена, что ее программа игровых групп, эффективность которой подтвердили эксперименты — это возможность для родителей и педагогов детей с аутизмом получить еще один инструмент социального развития детей.

Источник иллюстрации: ru.123rf.com