9 мая 1945 года Советский Союз одержал победу в одном из самых разрушительных и кровопролитных сражений в истории человечества — в Великой Отечественной войне. Этот день навсегда стал символом мужества, героизма и единства советского народа, сокрушившего немецко-фашистский режим. Новые «тридцатьчетверки», легендарные «Катюши», приборы обнаружения самолетов и инновационные методы защиты кораблей — лишь некоторые из разработок советских ученых, которые позволили приблизить Великую Победу.
22 июня 1941 года в 4 часа утра после мощной артиллерийской подготовки началось вторжение нацистской Германии и ее союзников в Советский Союз. Примерно за три недели войны немецкие войска оккупировали всю Прибалтику, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавии. Средний темп наступления противника составил от 15 до 30 км в сутки. 1418 дней длилась война. Согласно данным Министерства обороны РФ, за это время потери СССР составили более 25 млн человек.
В этом году Россия отмечает знаменательную дату — 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Этот день был вписан в историю благодаря самоотверженности и стойкости миллионов людей, и в том числе усилиями советских ученых. В Десятилетие науки и технологий страна продолжает стремиться к технологическому лидерству, а современные разработки позволяют сохранять высокие темпы развития в сфере оборонно-промышленного комплекса, атомной промышленности, космической отрасли.
Юрий Евгеньевич Максарев — организатор массового производства танка Т-34
Будущий талантливый организатор производства советских танков родился в 1903 г. В 27 лет окончил Ленинградский технологический институт по специальности инженер-технолог, именно тогда его судьба тесно переплелась с танкостроением. После вуза прошел путь от мастера до начальника цеха на Кировском заводе, а в 1938 году был назначен директором крупнейшего танкового завода страны — № 183 в Харькове (УССР).
В 1940 г. харьковское предприятие ускоренными темпами создавало технологию выпуска новейших в то время средних танков Т-34, которые по совокупности качеств позднее будут признаны лучшими за время войны. К концу того же года в войска поступило 115 боевых машин, а за первое полугодие 1941 – к ним добавилось еще 816.
В сентябре 1941 года 183-й завод был эвакуирован в Нижний Тагил (в настоящее время — Уралвагонзавод). Нужно было не только переместить производство на новое место, но и в разы нарастить выпуск боевых машин. Чтобы решить эту сложную задачу, коллектив инженеров под руководством Ю.Е. Максарева разработал первую в мире систему поточно-конвейерного производства танков. В ходе войны она обеспечила выпуск невиданной до этого серии бронетехники – всего за годы Великой Отечественной войны разными заводами СССР было произведено более 53 тыс. Т-34 разных модификаций.
С 1938 г. по май 1945 г. советский танковый завод № 183 под руководством Ю.Е. Максарева изготовил более 31 тыс. танков, в том числе 28 тыс. Т-34. Для сравнения: ближайший аналог по классу и самый серийный танк вермахта Pz. IV был выпущен в количестве всего около 8,6 тыс. штук. Такая массовость обеспечила Красной армии значительное превосходство над немецко-фашистскими силами по числу механизированных частей, особенно во второй период войны.
В январе 1950 г. Ю.Е. Максарева назначили на должность министра транспортного машиностроения. Однако, как и прежде, в фокусе его внимания оставалось танковое производство. В тот период, на рубеже 1940-1950 гг., началось переоснащение Советской Армии боевыми машинами первого послевоенного поколения — на вооружение поступали прорывные для своего времени средние танки Т-54, наследники танков линейки ИС – тяжелые Т-10, плавающие ПТ-76.
«Организаторский талант Юрия Евгеньевича перевернул представление о том, насколько реально можно увеличить эффективность производства. При его участии страна смогла к концу войны нарастить выпуск боевых машин в разы. Преимущество в числе танков стало одним из существенных факторов разгрома германских захватчиков и ускорило Великую Победу. Сегодня Ростех также уделяет ключевое внимание организации и модернизации производства: только за 2023 год танкостроительные заводы корпорации увеличили выпуск танков в 7 раз. Из цехов концерна «Уралвагонзавод» в армию поступают современные машины, всесторонне доказавшие свою эффективность на поле боя. Это глубоко модернизированные Т-72Б3, Т-72Б3М и Т-80БВМ, а также новейшие Т-90М «Прорыв». По совокупности характеристик Т-90М можно считать лучшим танком в мире из серийных образцов. И эта оценка находит многочисленные подтверждения в зоне СВО», — сказал Бекхан Оздоев, индустриальный директор кластера вооружений боеприпасов и спецхимии госкорпорации «Ростех».
Концепция танка Т-34, созданная советским инженером-конструктором Михаилом Кошкиным и развитая советским инженером-конструктором Александром Морозовым, стала канонической, благодаря ей сформировались требования к балансу огневой мощи, высокой защищенности, маневренности и подвижности. Т-34 и его модификации стояли на вооружении более чем 40 стран мира, а кое-где эксплуатируются до сих пор.
В Нижнем Тагиле в Музее бронетанковой техники находятся более 5 тыс. экспонатов, среди которых 15 натурных образцов — от Т-34 до Т-90С. Музей бронетанковой техники является составной частью Выставочного комплекса Уралвагонзавода, который, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех».
Дмитрий Иванович Блохинцев — создатель приборов обнаружения самолетов и подводных лодок
Д.И. Блохинцев — выдающийся ученый, его имя связано с созданием первой в мире атомной электростанции, а также с организацией Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Дмитрий Иванович родился в 1907 г., а уже в 1935 г. он избрался профессором кафедры теоретической физики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, с которым был неразрывно связан до последних дней жизни.
В годы Второй мировой войны Д.И. Блохинцев почти полностью переключился на работу по оборонной тематике в области акустики неоднородных и движущихся сред и вскоре стал ведущим специалистом в этой области. Молодой ученый смог вывести основные уравнения акустики, разработать теорию генерации шума и средств его приема.
На основе этих работ при непосредственном участии Д.И. Блохинцева были в кратчайший срок созданы приборы акустического обнаружения самолетов по создаваемому ими шуму и подводных лодок. За время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот потерял 48% подлодок от числа участвующих в боевых действиях. Однако, например, Германия потеряла 67% подводных лодок, а Италия — 66%.
В последние годы войны жизненно важной задачей для страны стало овладение атомной энергией. Начиная с 1947 г. Дмитрий Иванович активно включился в работу по развитию советской атомной науки и техники. Он занимался расчетно-теоретическими исследованиями по физике быстрых реакторов. Позже Д.И. Блохинцев руководил проектированием и сооружением первой в мире Обнинской АЭС.
Лев Владимирович Альтшулер — определил способы работы немецких противотанковых гранатометов
Лев Владимирович Альтшулер родился в 1913 г. В 1936 г. он окончил физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и в 1940 г. был призван в армию. Во время службы началась Великая Отечественная война. Молодой ученый принимал участие в боевых действиях в звании старшего техника-лейтенанта бомбардировочной авиации.
К моменту нападения на СССР в Германии были созданы и приняты на вооружение кумулятивные артиллерийские снаряды калибра 75-105-мм. С началом боевых действий с фронтов стали поступать сообщения о том, что немецкая артиллерия применяет неизвестные ранее так называемые «бронепрожигающие» снаряды, эффективно поражающие танки.
В 1942 г. Л.В. Альтшулер был отозван с фронта по ходатайству Академии наук СССР для продолжения научной работы. Исследования о влиянии ударных волн взрыва на структуру металла позволили разгадать загадку немецких противотанковых гранатометов, «прожигающих» танковую броню: при осмотре подбитых танков обратили внимание на характерный вид пробоин с оплавленными краями. Л.В. Альтшулер разработал высокоскоростные методы рентгеноструктурного анализа и импульсной рентгенографии явлений при взрыве и выстреле, в частности, изучил влияние ударных волн взрыва и кумулятивных струй на структуру металла.
Его труды оказались актуальны не только для разработки кумулятивных противотанковых зарядов, но и для советского атомного проекта. Вместе с физиками Е.И. Забабахиным, Я.Б. Зельдовичем и инженером-механиком К.К. Крупниковым ученый предложил новые схемы зарядов, которые были испытаны в 1951 и 1953 гг. Также результаты исследований Л.В. Альтшулера и его сотрудников были использованы для расчета результатов испытаний первой атомной бомбы в 1949 г. и мощности других проектируемых атомных зарядов.
С 1989 г. Л.В. Альтшулер работал главным научным сотрудником Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН (в настоящее время — Объединенный институт высоких температур РАН (ОИВТ РАН). Сегодня это один из крупнейших научных центров России в области современной энергетики и теплофизики. В ОИВТ РАН проводятся исследования в целях разработки новых водородных технологий для энергетики, изучение термодинамических, транспортных и оптических свойств реальных веществ при интенсивных импульсных воздействиях. Ученые работают над огромным сектором задач в сфере энергетики, продолжая дело Л.В. Альшулера.
Анатолий Петрович Александров — разработал метод и устройство защиты кораблей от магнитных мин
А.П. Александров родился в 1903 г. После окончания училища он поступил на физико-математический факультет Киевского института народного образования имени М.П. Драгоманова (в настоящее время — Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).
В начале ХХ века с развитием науки и техники в военном деле стали появляться средства обнаружения и уничтожения кораблей. В 1938–1941 гг. в СССР началась работа в области защиты судов от подрыва на магнитных минах посредством размагничивания. Так, в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) была сформирована группа под руководством А.П. Александрова по защите кораблей от неконтактных магнитных и индукционных мин (типы морских мин, взрыватели которых срабатывают под воздействием определенных физических полей корабля), а также торпед.
Идея, положенная в основу работ, состояла в размагничивании корпуса корабля. Предполагалось, что это можно сделать путем компенсации магнитного поля корабля с помощью закрепленных на нем специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.
С приходом войны А.П. Александров в августе 1941 г. прибыл в Севастополь для организации работ по оборудованию кораблей Черноморского флота «системой ЛФТИ», и к концу октября она была установлена более чем на 50 кораблях. При этом А.П. Александров совместно с И.В. Курчатовым, с которым они работали над созданием методов защиты кораблей, продолжал исследования по их совершенствованию.
В 1941–1942 гг. работа по размагничиванию военных и транспортных судов, кроме Черноморского флота, уже была развернута на базах Балтийского и Северного флотов, Волжской военной флотилии. Метод успешно применялся при обороне Севастополя, во время блокады Ленинграда. Работы по размагничиванию кораблей проходили в тяжелых боевых условиях, под артиллерийским и бомбовым обстрелом. С декабря 1941 г. и до конца войны ни один корабль Военно-морского флота, прошедший размагничивание, не подорвался на магнитной мине. Созданная защита позволила сохранить тысячи жизней морякам и обеспечить успешные боевые действия на воде.
«Кто-то говорит, что Советский Союз одержал победу благодаря численному превосходству над противником. Однако мы победили за счет большой воли к победе, за счет силы русского духа, за счет разработок отечественных ученых, которые буквально ковали победу. С 1943 года велась работа по созданию атомного оружия. И А.П. Александров, и И.В. Курчатов, и Л.В. Альтшулер положили начало созданию ядерной энергетики СССР. Позже это выступило сдерживающим фактором в холодной войне. Росатом является одним из мировых лидеров атомной отрасли. Мы предвидим, что будет завтра, и готовы к этому сегодня. И в этом, конечно, большая заслуга тех, кто стоял у истоков зарождения отрасли. Мы помним и никогда не забудем!» — отметил Константин Рудер, заместитель директора Департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом».
В Музее военно-морской славы в Кронштадте действует выставка, посвященная выдающемуся советскому ученому, конструктору А.П. Александрову. Экспозиция рассказывает об основных этапах становления ученого как одного из основателей ядерной энергетики СССР, воспоминаниях коллег о совместной работе и жизненных ценностях Александрова. Выставка располагается рядом с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский комсомол» и доступна для бесплатного осмотра.
Яков Борисович Зельдович — усовершенствовал минометы «Катюша»
Яковом Зельдовичем и его способностями восхищался даже И.В. Курчатов. Ученый родился в 1914 г. и сразу поступил в 3-й класс школы. Любовь к науке и одаренность проявлялись с самого раннего детства. Он не окончил вуз, но высшая аттестационная комиссия выдала ему специальное разрешение на защиту диссертации без вузовского диплома. Уже в возрасте 22 лет Я.Б. Зельдович защитил кандидатскую, а в 25 — докторскую диссертацию. Тогда его имя стало известным в научном сообществе.
Еще до войны, в Ленинграде, Я.Б. Зельдович начал заниматься ядерной физикой — заведовал лабораторией в Институте химической физики. Когда началась война, институт был эвакуирован в Казань. Тогда 27-летний ученый работал над усовершенствованием «боевой машины 13» (БМ-13) — легендарной «Катюши» — занимался исследованием горения порохов реактивных снарядов, так как горение пороха зимой было нестабильным. В Казани в самые короткие сроки Я.Б. Зельдович открыл новый, более эффективный и безопасный тип горения пороха. Кроме того, ученый сумел доработать баллистику снарядов, чтобы они могли лететь еще дальше.
В годы Великой Отечественной войны «Катюши» стали настоящей инновацией. 14 июля 1941 года семь пусковых установок первой экспериментальной батареи реактивных минометов нанесли удар по скоплению немецких войск в центре города Рудня (Смоленская область). Их боевая мощь была невероятной для того времени. Эти самоходные установки позволяли наносить мощные залповые удары по вражеским позициям, эффективно подавляя огневые точки и артиллерию противника. Высокая мобильность и простота эксплуатации обеспечивали быстрое перемещение и перестрелку, что давало тактическое преимущество на поле боя.
БМ-13, возможно, не назвали бы «оружием победы» без Я.Б. Зельдовича. Его разработки так и остались тайной для немцев, которые не смогли разгадать секрет «Катюш» до самого конца войны. Использование БМ-13 существенно увеличило огневую мощь советских войск, что способствовало успешному проведению крупных военных операций. Благодаря своей эффективности «Катюши» стали символом советской стойкости.
«Яков Борисович — безусловно, гений, который внес неоценимый вклад в победу и в развитие науки. В послевоенное время он занимался разработкой атомной и водородной бомбы, стал соавтором нескольких научных открытий, предложил модель распространения плоской детонационной волны в газе. Роль ученых в приближении победы велика. Поэтому в такой важный для всей страны день, в 80-летие Великой Победы, нельзя не говорить о Я.Б. Зельдовиче и его разработках», — прокомментировала Оксана Пискунова, директор Инженерно-физического института университета «Дубна».
Источник информации: Проектный офис Десятилетия науки и технологий АНО «Национальные приоритеты»
Источник изображения: наука.рф