2 января в 1920 году в деревне Петровичи Смоленской губернии родился один из известнейших писателей-фантастов во всём мире Айзек Азимов. Позднее день его рождения стали называть Днём научной фантастики, а самого Айзека Азимова многие знают как человека, который входит в большую тройку писателей фантастов: Айзек Азимов, Артур Кларк, Роберт Хайнлайн. В нашем материале мы расскажем про этих знаменитых авторов.
Айзек Азимов
Айзек Азимов при рождении получил имя Исаака Юдовича Озимова. Когда будущему известнейшему писателю было три года, его родители решили переехать в США, где ему дали новое, более привычное для американцев имя - Айзек Азимов. Несмотря на то что первые годы своей жизни он жил в русскоязычной среде, Айзек легко адаптировался к обучению в Америке. Он начал своё обучение в школе раньше сверстников, для этого его мать сменила день его рождения на 7 сентября 1919 года. Для некоторых такое ускоренное погружение во взрослую жизнь "отбивает" всякое стремление к учёбе, потому что вокруг находятся одноклассники, чьи мыслительные процессы сформировались уже на порядок больше, а значит они с большей лёгкостью смогут приступить к разным заданиям. Но для Айзека Азимова эта конкурентная среда не только не "отбила" желание к учёбе, но и поспособствовала его дальнейшей научной карьере. После школы он окончил бакалавриат, магистратуру, а затем и аспирантуру. Получив степень PhD по биохимии он стал преподавателем и продолжил писать научные работы.
Азимов написал около 500 произведений, включая научные труды, хотя всемирную известность он получил всё-таки за свою литературную деятельность. В своих научно-фантастических работах Айзек Азимов не просто описывает вероятное будущее человечества, но и поднимает множество философских вопросов. Например, какими должны быть роботы. Во многих научно-фантастических произведениях, написанных до Азимова, созданные человеком "существа" зачастую были не только без души, но и представляли собой опасность для человека, например, чудовище Франкенштейна. Во многом именно благодаря Азимову у людей постепенно стал уменьшаться страх перед неизвестностью будущего и преобладать позитивный взгляд на применение роботов. В рассказе "Хоровод", который был написан Азимовым в 1942 году и в дальнейшем вошёл в сборник "Я, робот", автор написал три закона роботехники, которые стали путеводными не только в научно-фантастических произведениях о роботах, но и в быту, через много лет, после написания этих законов, когда роботы или другие интеллектуальные системы стали постепенно появляться в каждом доме.
Три закона роботехники Айзека Азимова
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Позднее эти законы были дополнены нулевым законом, который гласит, что робот не может причинить вред не только отдельному человеку, но и всему человечеству. Хотя авторство законов многие приписывают именно Айзеку Азимову, сам он говорил, что автор законов его друг Джон Вуд Кэмпбелл, американский писатель и редактор, во многом способствовавший становлению «Золотого века научной фантастики». Тот, в свою очередь, говорил, что просто вычленил законы из того, что уже написал А. Азимов. После чего Рэндал Гаррет предложил остановиться на формулировке «симбиотическое товарищество» двух людей.
Артур Чарльз Кларк
Сэр Артур Чарлз Кларк родился 16 декабря 1917 года в графстве Сомерсет в Англии. Наибольшую известность он приобрёл благодаря совместной работе со Стэнли Кубриком, который снял научно-фантастический фильм «Космическая одиссея 2001 года», который вышел в свет в 1968-м году, по мотивам рассказа «Часовой». Интересно то, что фильм вышел раньше, чем Артур Кларк опубликовал свой одноимённый роман. К 2020 году можно сказать, что прошло уже более 50-ти лет. То, о чём писал Артур Чарльз Кларк было практически невероятным, а сейчас многое уже становится очевидным. Так, в "Космической одиссее" автор сценария наделил бортовой компьютер сверхразумом и возможностью практически полного контроля над кораблём.
Как и Айзек Азимов, Артур Кларк тоже прописал законы, относящиеся к развитию науки.
Три закона Чарльза Кларка
1. Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.
2. Единственный путь обнаружить пределы возможного — уйти за эти пределы, в невозможное.
3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
Первый закон он сформулировал в книге "Черты будущего" в 1962 году, другие два закона он добавил уже позднее, в последующей редакции книги, а затем, в 1999 году появился и четвёртый закон: «Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения». Почти каждый закон можно считать оптимистичным взглядом на развитие науки, которым и отличается авторский стиль. В своих работах он описывает будущее с хорошей экологией, продвинутыми технологиями и в целом, развитие разумных видов по его взглядам практически приравнивается к божественному. Конечно, именно благодаря уверенным и оптимистичным действиям учёных мы движемся семимильными шагами вперёд, к прогрессу, поэтому, кто знает, может быть ещё несколько десятков лет и человечество, действительно, найдёт наилучший способ максимально бережного отношения к планете.
Роберт Энсон Хайнлайн
Замыкает тройку известнейших авторов научной фантастики Роберт Энсон Хайнлайн, он также известен как "декан писателей-фантастов". Он родился 7 июля 1907 г. в США и вырос в многодетной семье. Большое влияние на него оказал его дедушка, привив любовь к точным наукам, а по стопам старшего брата он решил поступить в Военно-морскую академию. Но чтобы туда поступить, ему пришлось приложить немалые усилия. От семьи из одного поколения пойти в военную академию обычно принимался только один человек, в случае с Робертом Хайнлайном - это был его брат, к тому же, было необходимо обратиться к сенатору или конгрессмену за ходатайством. Таким образом, он прислал 50 писем сенатору Риду о том, что желает поступить в академию Аннаполиса, и уже начав обучение в Университете Миссури, наконец, получил возможность поступить на заветное место, где довольно активно себя проявлял.
Но продолжить военную карьеру ему не удалось по состоянию здоровья. В 1933 году у него обнаружили туберкулёз, после чего в 1934 году он ушёл в отставку в чине лейтенанта, когда его признали полностью непригодным к продолжению службы. Затем он пробовал себя в политике, но вскоре именно писательская деятельность стала его основным источником дохода и прославила на весь мир. Он стал одним из основателей жанра юношеской научной фантастики, а когда его роман отклонила редакция, он воспринял это как знак того, что пора изменить стиль повествования и попробовал написать работы уже для более взрослой аудитории, затрагивая политическую тематику, темы индивидуализма и антирасизма и другие. Айзек Азимов говорил о Роберте Хайнлайне, что уже после первого опубликованного рассказа он стал лучшим писателем-фантастом и сохранил этот титул до конца жизни. Наиболее известные его работы: «Чужак в чужой стране» в 1961 году, «Луна — суровая хозяйка» (в другом переводе «Луна жёстко стелет») и другие. За всю свою писательскую деятельность он стал единственным писателем, который получил премию "Хьюго" за пять романов. Он получал и другие престижные премии, в основном потому, что его тепло встретили читатели, ведь как и другие авторы в своих работах он затронул множество философских тем, а семья для него имела значение и во взрослом возрасте. Он женился несколько раз, но именно последний, третий брак оказался для него наиболее удачным. Его жена - Вирджиния Герстенфельд - поддерживала его в творческой деятельности, они вместе путешествовали, она подсказывала ему идеи для новых произведений и именно она становилась почётным первым читателем только дописанных работ, которые так полюбились читателями всего мира.
В отличие от двух других авторов, о которых мы рассказали вам в нашем материале, Роберт Хайнлайн в своих произведениях не описывал законы, которым будут следовать многие поколения писателей-фантастов и настоящие учёные, но в своём эссе он оставил после себя другое наследие, которое, быть может, поможет вам встать на путь писательства в области научной фантастики и стать не менее известным, чем Айзек Азимов, Артур Чарльз Кларк и Роберт Энсон Хайнлайн.
Правила писательского успеха Хайнлайна
1. Вы должны писать.
2. Вы должны заканчивать написанное.
3. Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда этого потребует редактор.
4. Вы должны выйти с вашим произведением на рынок.
5. Вы должны держать его на рынке, пока его не купят.
Подготовлено на основе материалов из открытых источников.