ЭВМ М-1. 

ЭВМ М-1. 

В последние годы информатика прочно заняла свои позиции среди школьных предметов, а специалисты с глубокими знаниями информатики с каждым годом становятся всё востребованнее. Но так было не всегда. Вычислительные мощности первых компьютеров, габариты и сложность их эксплуатации не позволяли даже представить, что основы этой науки будут пригождаться в обычной жизни большинству людей повсеместно.

Термин «информатика» впервые использовал немецкий учёный Карл Штейнбух, когда в 1957 году опубликовал статью под названием «Информатика: Автоматическая обработка информации». В СССР этот термин был предложен советским учёным, членом-корреспондентом АН СССР Александром Александровичем Харкевичем в 1962 году. Но  несмотря на то что термин в СССР появился в начале 70-х годов, днём отечественной информатики считается 4 декабря. Именно 4 декабря в 1948 году И.С. Брук и Б.И. Рамеев представили свой проект цифровой электронной вычислительной машины М-1 патентному бюро госкомитета Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, тогда же этому изобретению был присвоен номер.

В 1949 году работа Б.И. Рамеева над проектом была прервана – его призвали в армию, а по возвращению он принял должность заведующего лабораторией СКБ-245, где стал одним из разработчиков электронных вычислительных машин (ЭВМ) «Стрела» и «Урал».

В 1950 году, когда команда разработчиков была сформирована, начался монтаж ЭВМ М-1 и уже на следующий год (по некоторым данным уже и к концу 1950-го), машина смогла производить свои первые вычисления, опытная эксплуатация началась в 1952 году. Машина пробыла в эксплуатации около трёх лет, а первые 1,5 года из них, по данным виртуального компьютерного музея, ЭВМ М-1 была единственной работающей ЭВМ в России. 

Информатика как школьный предмет была введена лишь в 1985 году, в этом же году был издан первый учебник по основам информатики и вычислительной техники, который был написан сибирским учёным А.П. Ершовым. В этом же году в Советском Союзе был создан и НИИ информатики и вычислительной техники, что позволило обучать высококлассных специалистов.

Отечественная школа информатики продолжает оставаться одной из сильнейших в мире, как школьники, так и студенты зачастую выигрывают в различных престижных международных конкурсах, олимпиадах, а программисты ценятся по всему миру. С самого юного возраста ученики изучают, что такое информация, какая она бывает, учатся выделять «существенный признак» у предметов, а в последующем, получают и основы работы за компьютером, - один из ключевых навыков работы большинства современных профессий.

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.