Материалы портала «Научная Россия»

Успешное запоминание иностранных слов во сне бросает вызов теориям сна и памяти

Успешное запоминание иностранных слов во сне бросает вызов теориям сна и памяти
Ученые пришли к выводу, что человек можно запоминать новые слова во время дневного сна, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Current Biology.

Ученые пришли к выводу, что человек можно запоминать новые слова во время дневного сна, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Current Biology.

Время сна иногда считается непродуктивным временем. Возникает вопрос, можно ли использовать его более продуктивно, например, для изучения нового языка? На сегодняшний день исследования сна сосредоточены на стабилизации и укреплении (консолидации) воспоминаний, которые сформировались во время предшествующего бодрствования. Однако обучение во время сна исследовалось редко. Существует много доказательств того, что информация, полученная в момент бодрствования, подвергается перепросмотру путем воспроизведения в спящем мозге. Воспроизведение во время сна усиливает хрупкие связи памяти и встраивает полученную информацию в существующее хранилище знаний.

Если повторное воспроизведение во время сна улучшает хранение информации, полученной при бодрствовании, тогда первое воспроизведение - то есть начальная обработка новой информации - также должно быть осуществимо во время сна. Причем, вероятно, используются те же пути в мозге, что и во время бодрствования. 

Этим вопросом занялись Катарина Хенке, Марк Цюст и Саймон Рух из Института психологии и Межфакультетского исследовательского сотрудничества "Decoding Sleep" в Университете Берна (Швейцария). Исследователи впервые показали, что новые иностранные слова и их перевод могут быть связаны во время полуденного сна ассоциациями, сохраняющимися в последующем бодрствовании. После пробуждения участники могли повторно активировать ассоциации, чтобы получить доступ к значениям слов. Гиппокамп - структура мозга, необходимая для ассоциативного обучения при бодрствовании, - также способствовала формированию ассоциаций во сне.

Исследовательская группа Катарины Хенке проверила, способен ли спящий человек формировать новые смысловые ассоциации между воспроизводимыми иностранными словами и словами перевода во время активного состояния клеток мозга. Когда мы достигаем глубоких стадий сна, наши мозговые клетки продолжают координировать свою деятельность. Во время глубокого сна клетки мозга обычно активны в течение короткого периода времени, прежде чем они совместно входят в состояние кратковременного бездействия. Активное состояние называется "Up-state", а неактивное состояние - “Down-state". Два состояния чередуются примерно каждые полсекунды.

Семантические ассоциации между воспроизведенными во сне словами искусственного языка и их немецкими переводами слов кодировались и сохранялись только в том случае, если второе слово пары неоднократно (2, 3 или 4 раза) воспроизводилось во время состояния Up. Например, когда спящий человек слышал пары «tofer = key» и «guga = elephant», то после пробуждения он мог с большей точностью классифицировать, обозначают ли слова, воспроизводимые во сне, что-то большое (“гуга”) или маленькая (“тофер”). «Было интересно, что языковые области мозга и гиппокамп - важнейший центр памяти мозга - были активированы во время пробуждения для усвоения новых слов, потому что эти структуры мозга обычно опосредуют обновлениеƒ словарного запаса, - говорит Марк Цюст, первый автор статьи. - Эти структуры мозга, по-видимому, опосредуют формирование памяти независимо от преобладающего состояния сознания - бессознательного во время глубокого сна или сознательного во время бодрствования».

Помимо своей практической значимости, это новое свидетельство обучения во сне бросает вызов современным теориям сна и памяти. Понятие сна как инкапсулированного ментального состояния, в котором мы оторваны от физического окружения, более не соответствует действительности. «Мы могли бы опровергнуть положение, что сложное обучение невозможно во время глубокого сна», - говорит Саймон Рух, соавтор первой статьи. Текущие результаты подчеркивают новое теоретическое представление о связи между памятью и сознанием, которое Катарина Хенке опубликовала в 2010 году (Nature Reviews Neuroscience). «Насколько далеко и с какими последствиями может быть использован глубокий сон для получения новой информации, станет темой исследований в ближайшие годы», - говорит Катарина Хенке.

[Фото: innov.ru]

Источник: www.eurekalert.org

гиппокамп иностранные языки мозг обучение во сне память сон язык

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.