Ученые впервые обнаружили извержение звезды, называемое выбросом корональной массы, от далекой звезды, а не от Солнца. Выброс корональной массы был столь же массивным, как ожидали ученые, но менее активным, - пишет sciencenews.org.

На Солнце такие всплески плазмы и заряженных частиц хорошо известны и обычно следуют за так называемый солнечной вспышкой. Астрономы фиксировали вспышки на других звездах, но до сих пор не видели соответствующего коронального выброса массы. Открытие важно для понимания перспектив жизни на планетах в других звездных системах.

Выброс, о котором идет речь, относится к вспышке, которая была обнаружена 10 лет назад от гигантской звезды под названием HR 9024 на расстоянии около 450 световых лет от Земли. Звезда примерно в три раза тяжелее Солнца и в 10 раз шире.

Астроном Костанза Аргироффи из Университета Палермо в Италии и его коллеги использовали новый метод анализа данных, полученных с помощью рентгеновской обсерватории Чандра. Команда Аргироффи обнаружила материю, движущуюся вверх и вниз по петле плазмы, простирающейся от поверхности звезды во время вспышки, путем измерения доплеровского смещения рентгеновских лучей - изменения длины волн рентгеновских лучей проникающих в вещество, перемещаемое в сторону Земли или от нее. Исследователи увидели больше материала, удаляющегося от звезды после прекращения вспышки, и интерпретировали это наблюдение как корональный выброс массы.

«Люди искали это в течение длительного времени, и, наконец, это было замечено», - говорит астрофизик Хулиан Альварадо-Гомес из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс, который не участвовал в работе,

Выброс содержал около 1 миллиарда триллионов граммов вещества, как и ожидалось учеными. Но кинетическая энергия вспышки, измеренная скоростью движущегося вещества, была намного ниже, чем ожидалось.

По словам Альварадо-Гомеса, сильное магнитное поле звезды могло сдерживать извержение. Его группа использовала компьютерное моделирование и выяснила, что сильное магнитное поле иногда может выступать в качестве клетки, которая удерживает корональные выбросы массы, «привязывая» их к звезде и замедляя процесс извержения.

Это может помочь объяснить, почему ученые до сих пор не обнаружили корональные выбросы массы других звезд, хотя сильные магнитные поля звезд подразумевают большое количество вспышек, вызывающих, соответственно, больше выбросов.

Такое магнитное препятствие может быть хорошей новостью для движущихся по орбите экзопланет, если у HR 9024 они есть. В нашей солнечной системе энергия и материя, выпущенные как во время вспышек, так и в корональных выбросах масс, могут нанести ущерб планетам. Земля в основном защищена собственным магнитным полем, в отличие, например, от Марса.

Однако, по словам Альварадо-Гомеса, у сдерживающей функции сильного магнитного поля звезд есть и отрицательная сторона: «Плохая новость заключается в том, что эта энергия должна куда-то идти, и, возможно, она запускает больше сильных вспышек», которые не ослабляются полем.

«Если эти вспышки сопровождаются выбросами частиц с той же скоростью, что и на Солнце, - объяснила астроном Синтия Фронинг из Техасского университета в Остине, - это будет очень пагубно для формирования жизни и поддержания атмосферы экзопланет».