Четыре миллиона лет назад уровень моря был на 16 метров выше, чем сейчас

Такие данные получила международная группа ученых, изучив отложения в пещере Арта на испанском острове Майорка. Опираясь на полученные цифры, исследователи смогут спрогнозировать реакцию ледяного покрова Земли на потепление.

Такие данные получила международная группа ученых, изучив отложения в пещере Арта на испанском острове Майорка в Средиземном море. Опираясь на полученные цифры, исследователи смогут спрогнозировать реакцию ледяного покрова Земли на нынешнее потепление, сообщает пресс-служба Университета Нью-Мехико (США). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Пещерные отложения, которые были в центре внимания ученых, относятся к типу образований, известному как забереги (в англоязычной литературе как phreatic overgrowths on speleothems, POS). Забереги – это образования грибовидной формы из кальцита или арагонита, которые нарастают на сталактиты, сталагмиты или на стены пещеры, частично затопленной подземными водами. Они образуются в горизонтальной плоскости на границе вода-воздух.

Ученые проанализировали шесть геологических образований, обнаруженных на высоте от 22,5 до 32 метров над уровнем моря – по современным меркам – и отобрали 70 образцов. Лабораторный анализ образцов показал, что отложения образовались 4,4-3,3 миллиона лет до н. э., то есть в эпоху плиоцена.

«К изменению уровня моря в пещере Арта могли привести таяние или рост ледяных щитов или подъем или оседание самого острова», – отмечает доцент Колумбийского университета Джеки Остерманн (Jacky Austermann), член исследовательской группы.

Больше всего ученых заинтересовал период 3,264-3,025 миллиона лет назад – тогда температура воздуха была на два-три градуса Цельсия выше, чем в доиндустриальную эпоху, до середины XIX века (с началом индустриализации люди стали активно влиять на климат Земли). Для сравнения: на данный момент температура превысила показатели доиндустриальной эпохи в среднем на один градус. В тот же период уровень углекислого газа в атмосфере Земли в последний раз был таким же высоким, как сегодня. Это дает важные подсказки о том, что ждет нас в будущем в условиях потепления.

[Фото: UNIVERSITY OF NEW MEXICO]