Зан-Янг Ли (Zhan-Yang Li) из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук и его китайские коллеги, при участии Эрика Тринкауса (Erik Trinkaus) из Вашингтонского университета изучили два частично сохранившихся человеческих черепа возрастом около 10 тысяч лет, найденных в Сюйчане в Центральном Китае. Они дали новые сведения о биологии и территориальном распределении непосредственных предшественников современного человека. Подробности ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Science.

Интересно, что характеристики обладателей черепов отличаются определенной мозаичностью:

Во-первых, подобно поздним архаичным людям, а также ранним современным, жившим в Старом свете, у них был большой мозг, легкий свод черепа и средние надбровные дуги.

Во-вторых, подобно ранним (периода среднего плейстоцена) восточноевропейским людям, у них была низкая и широкая черепная коробка.

В-третьих, подобно евразийским неандертальцам, они отличались двумя заметными особенностями — конфигурацией полукружных каналов и детальной организацией задней части черепа.

«Мы немногое знаем о биологической природе непосредственных предшественников современного человека в восточной Евразии из найденных ранее останков, поэтому находка черепов поздних архаических людей в Сюйчане существенно увеличивает наши знания об этих людях, — сказал Эрик Тринкаус. — Особенности этих останков подтверждают схему регионального популяционного континуитета в восточной Евразии, в сочетании с долгосрочными тенденциями человеческой биологии и связей между популяциями по всей Евразии. Они служат аргументом в пользу представлений о единстве и динамике природы эволюции человека, ведущей к появлению человека современного».