Материалы портала «Научная Россия»

Британский нейробиолог: у Леонардо да Винчи, возможно, было расходящееся косоглазие

Британский нейробиолог: у Леонардо да Винчи, возможно, было расходящееся косоглазие
Этот дефект мог стать для художника преимуществом, полагает нейробиолог из Лондонского университета. 

Этот дефект мог стать для художника преимуществом, полагает нейробиолог из Лондонского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Ophthalmology.

Экзотропия, или расходящееся косоглазие, – форма косоглазия, при которой глаза слегка отлоняются наружу (а если к переносице – это эзотропия). Дефект возникает тогда, когда нарушается работа одной или более мышц, управляющими движением глаз. При нормальной работе мышц оба глаза точно направлены на один и тот же предмет: два его визуальных образа «накладываются» друг на друга – и мы видим одно объемное изображение. При косоглазии эта бинокулярность зрения теряется: если один глаз отклоняется в сторону – например, наружу, – объект, на который смотрит человек, раздваивается. Иногда мозг даже перестает анализировать обе полученные картинки и сосредотачивается на информации, полученной только от одного глаза. 

Нейробиолог Кристофер Тайлер (Christopher Tyler) из Лондонского городского университета (City University of London) считает, что у Леонардно да Винчи была экзотропия. Специалист изучил шесть произведений искусства итальянского художника – среди которых «Спаситель мира» (на фото) и  «Витрувианский человек», – полагая, что портретитст передал свои черты изображенным на картинах и на рисунке людям. У пяти из них (кроме «Витрувианского человека») нейробиолог зафиксировал смещение глаз – такое, которое характерно для экзотропии.

Так как отклонение было замечено не на всех работах, Тайлер сделал вывод, что у да Винчи, возможно, была прерывистая экзотропия, которая проявлялась только некоторое время и которую можно было контролировать. «Человек [с прерывистой экзотропией] может "выровнять" глаза и видеть в 3-D, но если они устали, теряют внимание, но один глаз может отклониться», – объясняет нейробиолог. 

Если да Винчи мог контролировать свою экзотропию, далее предполагает ученые, это было бы художественным преимуществом. «Работа художника заключается в том, чтобы рисовать на двумерной поверхности, – говорит он. –  Это может быть сложно, так как обычно мы видим мир объемным». Оба глаза должны сосредоточиться на одном и том же предмете для трехмерного видения. Многие художники закрывают один глаз при просмотре своих работ, чтобы легче представить детали в двухмерном пространстве. Но с прерывистой экзотропией да Винчи мог бы с лёгкостью переключиться с 3-D на 2-D и обратно.

[Фото: Science News]

Источник: www.sciencenews.org

зрение леонардо да винчи расходящееся косоглазие экзотропия

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.