«Наука и высшее образование: итоги года и новые решения в условиях санкций». Брифинг Д.Н. Чернышенко и В.Н. Фалькова. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

«Наука и высшее образование: итоги года и новые решения в условиях санкций». Брифинг Д.Н. Чернышенко и В.Н. Фалькова. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

24 января в Координационном центре заместитель председателя Правительства России Д.Н. Чернышенко и министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков провели брифинг «Наука и высшее образование: итоги года и новые решения в условиях санкций». В брифинге приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова, вице-президент РАН С.Н. Калмыков, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий и др.

Брифинг прошел в преддверии любимого для многих праздника — Татьяниного дня. Д.Н. Чернышенко начал свое выступление с поздравлений студентов, аспирантов, преподавателей и всех, кто причастен к этому яркому периоду жизни: «Мы ждем новых открытий, результатов от тех, кто сегодня штурмует науку. А мы, Правительство России, отвечаем за то, чтобы создать для этого все условия, обеспечить результативность», — сказал Д.Н. Чернышенко. В продолжение он привел данные из опроса ВЦИОМ за прошлый год, которые говорят о повышении престижа науки в глазах россиян. Согласно данным опроса, 64% родителей хотели бы, чтобы их дети выбрали работу в сфере науки, а 83% студентов планируют свою научную карьеру в России.

Дмитрий Чернышенко. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Дмитрий Чернышенко. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

В связи с тем, что в прошлом году экономика России столкнулась с беспрецедентным давлением, наша страна рискует отстать в развитии критически важных направлений, поэтому одна из стратегических целей, поставленных президентом России В.В. Путиным — достижение технологического суверенитета нашей страны. По словам Д.Н. Чернышенко, наш ответ должен быть быстрым и эффективным, в особенности в реализации проектов таких направлений как продовольственная безопасность, геномные исследования, создание новых лекарств, новая энергетика, синхротронные исследования, изучение климатических изменений. Помимо этого, иметь собственные  технологии  критически важно  для  обороноспособности,  промышленности, здравоохранения, образования, энергетики, ИТ-сектора.

Для достижения научно-технологического суверенитета Правительство России выстраивает общую  логику  принятия  финансовых  решений  и  концентрирует  ресурсы государства на приоритетных направлениях. «Мы  консолидировали  все  научные  расходы  гражданского  назначения  в  единой Госпрограмме научно-технологического развития России. Она  объединила  34  разрозненные  госпрограммы на  огромную  сумму  —  порядка  1,2  трлн  руб. ежегодно. Из  них  более  550  млрд  руб.  —  непосредственно  на  проведение  научных  исследований  и разработок. Согласно поручению президента России В.В. Путина, объем финансирования сокращаться не может», — подчеркнул заместитель председателя Правительства России Д.Н. Чернышенко.

Успех в достижении научно-технологического  суверенитета во многом зависит от включенности регионов в решение этой задачи. «Именно  в  регионах  отрабатываются  механизмы  долевого  финансирования  научно-технических программ, создается сеть научных центров, открываются молодежные лаборатории», — отметил Д.Н. Чернышенко. Лидирующие позиции рейтинга научно-технологического развития регионов помимо Москвы и Санкт-Петербурга занимают Томская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Новосибирская и Свердловская области.

Валерий Фальков. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Валерий Фальков. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

«Без взаимодействия с регионами невозможно решить сложные задачи научно-технологического развития страны», — сказал министр науки и высшего образования В.Н. Фальков в продолжение темы. По его словам, одним из принципов работы правительства является сохранение и развитие человеческого капитала в регионах. «В 2022 г. почти 60% выпускников школ поступили в университет в своем регионе, а значит, они обучаются на востребованных местными работодателями специальностях и с большей вероятностью останутся там работать», — заключил министр.

Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова как представитель палаты регионов отметила, что 2022 г. стал годом конкретных решений, конструктивного взаимодействия регионов с Правительством России и научным сообществом, а первый рейтинг научно-технологического развития регионов отражает не только потенциал, но и результативность исследований субъектов  Российской Федерации.

Выступление Виктора Садовничего. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

Выступление Виктора Садовничего. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий напомнил, что в июне прошлого года в Государственной Думе обсуждались вопросы будущего российской системы образования. Тогда он предложил изменить траекторию приема в высшие учебные заведения так, чтобы 70-80% от всех мест составлял специалитет, а оставшиеся — бакалавриат, что больше соответствует интересам нашей страны в подготовке высококвалифицированных кадров. К наиболее востребованным специальностям он отнес инженерию, генетику, информационную безопасность, те направления, которые отвечают на сегодняшние вызовы. В.А. Садовничий также поделился мнением о новых подходах к наукометрии. Он отметил, что зарубежные рейтинги не могут объективно отражать показатели российской системы образования, так как у них другие критерии.

«Мы предложили оценивать университеты по-другому, ввести критерии университета для общества, для будущего. Поначалу рейтинг "Три миссии университета" встретили сопротивлением. Но сейчас это один из ведущих мировых рейтингов, поддержанный международной ассоциацией и охвативший 2 тыс. зарубежных вузов. И он, конечно, улучшил показатели нашей системы образования, что очень важно для будущего», — сказал В.А. Садовничий.

«Наука и высшее образование: итоги года и новые решения в условиях санкций». Брифинг Д.Н. Чернышенко и В.Н. Фалькова. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

«Наука и высшее образование: итоги года и новые решения в условиях санкций». Брифинг Д.Н. Чернышенко и В.Н. Фалькова. Фото: Елена Либрик / Научная Россия

 

В завершение брифинга журналисты задали вопросы докладчикам. Д.Н. Чернышенко и В.Н. Фальков ответили на вопросы о том, с какими странами продолжается международное сотрудничество в области науки и технологий, каково место Российской академии наук в стране и другие вопросы. Запись трансляции можно посмотреть по ссылке