Сегодня в Государственном Дарвиновском музее (Москва) открылась выставка, посвященная ботанической иллюстрации. Экспозиция "Ботаническая иллюстрация: наука памяти" продлится до 22 декабря. Здесь представлены около 200 экспонатов: научно-популярные издания XIX-XX веков, редкие научные книги из фонда музея, номера старейшего ботанического журнала в мире Curtis’s Botanical Magazine и многое другое. На выставке можно увидеть увеличенные репродукции и цифровые копии иллюстраций из книг XVII-XIX веков: Улиссе Альдрованди "Дендрология" (1668), Марии Сибиллы Мериан "Превращения суринамских насекомых" (1726), Петра Симона Палласа "Flora Rossica", Пьера-Жозефа Редуте "Лилейные" (1809), Фридриха Бертуха "Иллюстрированная книга для детей" (1890-1830). 

Старейший журнал Curtis’s Botanical Magazine, представленный на выставке, с 1787 года издавался английским ботаником Уильямом Кёртисом. После смерти Уильяма его дело продолжили брат Сэмюэль Кёртис и профессор ботаники в Университете Глазго Уильям Гукер. Журнал выпускается и по сей день.

"Ботаническая иллюстрация подразумевает прекрасное знание морфологии растений. Эта иллюстрация должна на одном листе показывать все состояния растения (начиная от корешков и заканчивая цветами, плодами, если они есть) в любое время года. Это в самом строгом понимании. Но, конечно, со временем это изменилось, и художественная составляющая начала преобладать. Сегодня ботаническая иллюстрация не является единственным источником знания о растениях, а раньше это было единственной возможностью запечатлеть растение и передать знания о нем потомкам. Иллюстраторы того времени изображали объект с максимальной точностью", — рассказала в беседе с "Научной Россией" одна из авторов выставки, заведующая выставочным отделом Государственного Дарвиновского музея Яна Шклярская.

Собеседница отметила, что подобная выставка проходит в музее впервые. 

"Наша выставка объединяет старинные музейные экспонаты (начиная с XVI века) и актуальное современное творчество. Важно, что классический жанр ботанической иллюстрации претерпевает изменения и сегодня: одновременно существуют как объединение художников классической ботанической иллюстрации, так и молодые экспериментаторы, которые работают с этой темой совершенно по-своему. Люди, которые занимаются ботанической иллюстрацией, через гербарий, через тонкое подробное изображение растений, выстраивают новые отношения с природой, с утрачиваемой гармонией человека и природы", — считает Яна Шклярская.

В коллекции музея есть издания, над которыми трудились не только ботаники, но и медики. Изюминкой выставки является уникальная в своем роде книга "Путешествие по России для исследования трех царств естества", ее автор — известный натуралист, доктор врачебной науки Императорской академии наук Самуил Георг Гмелин.

В книгах, представленных на выставке, можно увидеть иллюстрированную флору самых разных территорий: начиная от Сахалина, Крыма и заканчивая Центральной Европой (Австрия, Швейцария). Большое внимание уделено детской коллекции: здесь есть энциклопедии и учебники для детей, определители растений, справочники, карманные атласы для любителей ботаники на русском и иностранных языках и многое другое.

Сегодня многие воспринимают ботаническую иллюстрацию как архаичный способ познания флоры. Тем не менее этот жанр не собирается сдавать свои позиции и привлекает всё больше уникальных мастеров, которые увлечены наукой. Практически в каждой стране существуют сообщества художников, работающих в этом направлении. Одна из самых многочисленных таких ассоциаций (ASBA) находится в Америке и включает в себя около двух тысяч человек. В России же для любителей ботанической иллюстрации работает Ассоциация художников ботанического искусства (АХБИ), куда входят также художники из Казахстана, Украины, Латвии и других государств.

Фотографии в материале: Янина Хужина / «Научная Россия»