Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова — научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами вирусных инфекций. Территория института - это комплекс, окруженный живописными деревьями и бетонным забором с колючей проволокой. Предприятие было образовано 5 июля 1957 года. В настоящее время Институт - крупнейший производитель и экспортер вакцин в России и странах СНГ и единственный кто имеет разрешение ВОЗ на поставку вакцин от жёлтой лихорадки по благотворительным программам по линии агентств ООН.
История борьбы с эпидемией
До конца 50-х гг. ХХ века полиомиелит был грозной болезнью, эпидемии которой в разных странах уносили многие тысячи жизней, преимущественно детских. Из числа заболевших около 10% погибали, а 40% оставались инвалидами на всю жизнь. Заболевание поражает нервную систему и может вызвать паралич или даже смерть всего за несколько часов. Полиомиелит не считается с границами: любой невакцинированный ребенок подвергается риску. По данным ВОЗ, на каждый случай паралича от 200 до 1000 детей заражаются бессимптомно. Поэтому выявление полиомиелитa затруднено, равно как и предотвращение его перемещения.
В СССР эпидемия полиомиелита началась в 1954 году.
В середине 1950-х гг. в стране регистрировалось от 10 до 13,5 тысяч случаев заболеваний этой инфекцией. К 1958 г. заболеваемость полиомиелитом в СССР достигла 10,5 случаев на 100 тысяч населения.
Под руководством советских ученых – вирусологов Михаила Чумакова и Анатолия Смородинцева на основе ослабленных штаммов, полученных американским ученым Альбертом Сейбином, была разработана вакцина. В результате широких научных исследований в 1958-1960 гг. были доказаны ее безопасность и эффективность, после чего началась широкая иммунизация населения, которая привела к резкому снижению заболеваемости, а в отдельных районах к полной ее ликвидации.
Одновременно с успешной разработкой программы ликвидации полиомиелита в Институте разрабатывались способы защиты и от других вирусных болезней. Коллектив Института создавал технологии приготовления целого ряда вирусных вакцин и на базе предприятия Института отрабатывали промышленное производство большинства разработанных вакцинных препаратов. Экспортируя вакцину в более сотни стран мира, Институт помогал решать проблему международного здравоохранения.
Научно-производственный комплекс
Современный Институт сочетает в себе как фундаментальные, так и прикладные, клинические исследования в области эпидемиологии, иммунологии и вирусологии. Институт объединяет научно-исследовательский комплекс и производство. Это единственное место в России, где своими глазами можно увидеть производство вакцин, обеспечивающих здоровье не только населения страны, но и государств СНГ, Европы, Африки и Латинской Америки.
"То, что сделали в 90-х годах - поделили Институт на науку и производство, которые должны были существовать сами по себе, - оказалось несостоятельным. Производство не развивалось, а наука захирела. Через 15-20 лет, фактически, произошло полное разделение, поскольку ученые пошли заниматься своими вопросами, а производству нужны были деньги. Это противоречие откликается и сегодня. В 2016 году мы попытались объединить науку и производство, и только сейчас нам удается гармонизировать два этих процесса", - рассказал генеральный директор Института Айдар Ишмухаметов на встрече с президентом РАН Александром Сергеевым.
По мнению директора, подобные предприятия не могут существовать без науки. И потребности в фундаментальной науке только растут. "Мы хотели поглубже залезть в строение вируса клещевого энцефалита для получения знаний в структурной вирусологии, а также для получения вируса и антигена. Это позволит создать вакцину без патогенных свойств. Эту сверхзадачу мы расписали себе на 8 лет. На сегодняшний день существуют традиционные методы, и им, в общем-то, уже лет 60. Но нам удалось договориться об участии в Международном проекте для исследований".
"Мы фактически соединили рентгеноструктурный анализ и молекулярную динамику в одном эксперименте. И таким образом мы получаем очень тонкую структуру наших вирусных частиц, функции которых - антигены, взаимодействие с лекарством, взаимодействие с клетками - очень сильно меняются. Мы получаем это длинное кино из миллиона кадров, на которых мы изучаем, фактически, жизнь живого вируса в растворе", - рассказал главный научный сотрудник, академик Алексей Егоров.
Антипрививочное лобби
Несмотря на то, что эпидемия полиомиелита была устранена, отдельные случаи заражения до сих пор случаются, особенно в регионах с низким уровнем иммунологической защиты. "Свыше двух случаев заболевания полиомиелитом на страну можно считать эпидемией, и мы должны об этом сообщить в ВОЗ", - рассказала коммерческий директор Екатерина Кордубан.
Опасность заключается в том, что большую популярность набирают антипрививочные настроения. "Антипрививочное лобби - это группа людей, которые объединяются в ассоциации, у них есть свои лидеры. Такие группы очень активно себя ведут. В итоге это монетизируется, потому что это некое альтернативное мнение, которое приводит к альтернативным методам лечения. Антипрививочное лобби - это бизнес, который в том числе рекламирует альтернативные методы анализов, системы питания и так далее".
Производство вирусов
Вакцина содержит основное вещество – антиген, на которое организм привитого человека вырабатывает антитела или формирует клетки, призванные распознать чужеродное внутри других клеток и уничтожить его. Но для создания вакцины необходимо сырье - вирус. В Институте полиомиелита в отделе желтой лихорадки операторы заражают с помощью инъекций 29 000 куриных яиц. И всё вручную. После того как собран материал, он очищается и переходит в отдел розлива.
Производство вакцины
Следующий этап - стерилизация ампул для вакцины. "Ампулы сделаны из темного стекла. Это защищает препарат от лучей солнечного света, поскольку основной потребитель данной вакцины - страны Африки", - рассказывает директор по производству Александра Синягина.
Вакцина, напоминающая грейпфрутовый сок, подается с помощью специальных машин в очищенные ампулы и собирается операторами в кассеты.
Рынок вакцин
Институт сегодня производит все виды вакцин против клещевого энцефалита, желтой лихорадки и полиомиелита. "Работы у нас много, мы стараемся. Но сейчас перед нами стоит задача внедрять новые продукты уже на промышленный уровень. Но к сожалению, у нас пока недостаточно площадей и ресурсов открывать новую производственную площадку", - добавляет Синягина.
Работы действительно много. Сотрудники ежегодно собирают информацию о потребностях рынка, и исходя из прогноза, формируется производственный план. Вакцины реализуются в России, СНГ, а также в странах Африки и Латинской Америки.