Новый атлас, дающий наиболее полное описание животного разнообразия Южного океана, опубликован недавно в Научном комитете по исследованию Антарктики (SCAR). Он стал результатом совместного труда ведущих океанологов и биологов со всего мира, которые собрали воедино все свои знания о морских животных от микроорганизмов до китов. Об этом сообщает сайт British Antarctic Survey.

В международном научном проекте, не имеющем аналогов, приняли участие 147 специалистов из 91 научного учреждения и 22 стран мира, в том числе России. Сотни тысяч статей описывают более 900 видов живых организмов. В них отражено современно знание о распределении разных форм жизни в южных водах. Атлас состоит из 66 глав, в которых рассматриваются вопросы эволюции жизни в воде, физическая среда, генетика и адаптация животных к обитанию в этом регионе. В атласе более 100 цветных фотографий и более 800 карт.

Атлас вводит читателей в круг актуальных проблем современной океанологии, например, стоит ли создавать охраняемые зоны (заповедники) в открытом океане. Сложные экологические схемы, представленные в атласе в сочетании с имеющимся разнообразием морской фауны, позволяют понять, как будет двигаться эволюционное развитие водных животных в будущем.

Новые достижения в области генетики пролили свет на жизнь некоторых из самых известных видов морского дна Южного полушария. Одним из них стало, к примеру, огромное ракообразное Glyptonotus antarcticus. Оно обитает на краю континента на глубине до 600 метров. Ранее считалось отдельным видом с приполярным распределением. Однако генетические тесты показали, что оно может быть частью группы, включающей до 11 видов. Хью Гриффитс (Huw Griffiths) из Британской Антарктической службы, автор и редактор издания, отметил, что атлас явился результатом международных усилий в этой области и станет прекрасным подспорьем последующим поколениям исследователей.

Электронный вариант издания доступен здесь.

Фото превью: Wikimedia Commons