Если на улице укусила собака – нужно идти в больницу. Животное не обязательно больно  бешенством, но такую вероятность исключать нельзя, а если болезнь получит развитие, это почти гарантированная смерть. Сегодня вакцинация от бешенства – это норма, но в конце  XIX века укус зараженного животного не оставлял шанса. Ситуация изменилась 6 июля 1885-го года – тогда французский химик и биолог Луи Пастер впервые ввел вакцину от бешенства человеку.

Летом 1885-го года в восточнофранцузском Эльзасе девятилетнего Йозефа Майстера укусила бешеная собака. Это был практически смертный приговор для ребенка: бешенство считалось неизлечимой болезнью, вирус поражал нервную систему, и больной умирал от удушья после паралича дыхательных путей.

Сельские врачи не могли помочь: они посоветовали матери Йозефа обратиться к уже знаменитому тогда Луи Пастеру. В Париже исследователь успешно закончил опыты на животных, вакцинируя собак ослабленным вирусом. Химик и микробиолог проводил опыты, но у него не было лицензии врача: по закону он не имел права лечить ребенка. Но было абсолютно понятно, что без помощи мальчик умрет, и ученый решился ввести вакцину человеку.

Курс уколов провел педиатр медицинского факультета Парижского университета Жозеф Гранше – из-за отсутствия лицензии Пастер не имел на это права. В результате мальчик остался в живых. В благодарность спасенный Йозеф Майстер всю жизнь посвятил Пастеру: он работал сторожем в Пастеровском институте в Париже и ухаживал за могилой ученого после его смерти.

Йозеф Майстер официально считается первым человеком, которого вылечили от бешенства, но в лабораторных журналах Пастера исследователи обнаружили записи о 61-летнем мужчине по имени Жирар и 11-летней Жюли-Антуанетте Пуон. В записях говорится, что их вакцинировали раньше Майстера – в июне того же 1885-го. О Жираре известно, что после введения вакцины наступило видимое улучшение, и его выписали, а Пуон с тяжелыми симптомами поместили в больницу Сен-Дени, где она и скончалась после получения второй дозы вакцины.

Бешенство встречается более чем в 150 странах. Практически каждый случай передачи бешенства людям от животных приходится на собак, а почти половина укушенных бешеными животными это дети в возрасте до 15 лет. После укуса важно немедленно тщательно промыть рану водой с мылом.

Инкубационный период бешенства обычно длится 2–3 месяца, но в отдельных случаях может сократиться до недели или увеличиться до года: это зависит от места проникновения вируса бешенства и вирусной нагрузки. Первоначальные симптомы – это повышение температуры и боль, необычные или необъяснимые ощущения покалывания, пощипывания или жжения в месте раны.

Бешенство может выражаться в буйной и паралитической форме. Буйное бешенство проявляется в виде гиперактивности, возбужденного поведения, гидрофобии и иногда аэрофобии. Более редкое паралитическое бешенство протекает менее выраженно и обычно дольше, чем буйная форма. Характерно постепенное развитие паралича мышц, начиная с места укуса или царапины. Медленно развивается кома, и в конечном итоге наступает смерть. При паралитической форме не исключен неверный диагноз.

Именно из-за тяжести последствий при любом подозрении (а заразиться бешенством можно не только от собак, но и, например, от лис или других зверей) необходимо обратиться к врачу. Луи Пастер позаботился о нас.

Фото:Paul Nadar / Википедия