13 июля 1933 г. в Вене родилась Беатрис Гарднер, которая получила известность как исследовательница, впервые обучившая шимпанзе языку жестов.
Важнейшее достижение человека, позволившее использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, — речь. Чтобы совершить, казалось бы, простое действие — произнести слово, запускается сложная и слаженная работа речевого аппарата. Но ведь и животные издают звуки, стало быть, они тоже говорят, делятся информацией... Насколько сильно мы отличаемся друг от друга? И какой в животных заложен потенциал к обучению? Эти вопросы долгое время интересовали антропологов и психологов, особенно при сравнении человека с человекообразными обезьянами.
В начале 1960-х гг. Беатрис Гарднер и ее муж Аллен смотрели научный фильм о шимпанзе Вики, которую воспитывали психологи Кит и Кэтрин Хейс. Благодаря обучению шимпанзе смогла произнести четыре слова, но каждый раз это выходило с большим трудом из-за проблем в координации губ и языка. При этом каждое слово Вики сопровождала выразительными движениями рук, благодаря которым можно было и без звука понять, какое слово имеет в виду шимпанзе. Так Беатрис и Аллен Гарднеры решили, что можно будет достичь более масштабных результатов, если обучить обезьян языку жестов. Причем, как настояла Беатрис, обучение должно проходить не в лаборатории, а в окружении людей, чтобы условия были как в обычных человеческих семьях.
В 1966 г. Гарднеры приобрели десятимесячную самку шимпанзе Уошо, которую назвали в честь округа в Неваде, в котором они жили. Беатрис вместе с мужем и командой круглосуточно общались с Уошо, используя лишь американский язык жестов (ASL) — амслен, который они выбрали потому, что он был хорошо изучен, кроме того, можно было сравнивать развитие шимпанзе и глухих детей. Уошо показывали какой-либо предмет или действие, а затем складывали ее пальцы в соответствующий жест, чтобы у той появилась ассоциативная связь. Уже в начале обучения Уошо начала понимать знаки: узнавала изображение на картинке, могла отличить изображение взрослого человека от ребенка. За три года она выучила 85 слов, через пять лет с начала обучения ее словарный запас составлял уже 160 слов.Успехи воспитанницы в пополнении словарного запаса не удивили Гарднеров. Они ожидали, что Уошо с легкостью освоит слова, но помимо этого Уошо даже смогла выстраивать из них простые фразы, вопросы, сочетать их, вкладывая новый смысл. Например, холодильник она назвала «холод-ящик», арбуз — «пить-конфета», лебедя на пруду — «вода-птица», редиску — «еда-ай-больно». А слову «грязный» Уошо, вероятно, придала ругательное значение, когда, будучи недовольной, сказала своему смотрителю: «Грязный Джек, дай пить!». При ней и ранее использовали это слово, но в буквальном значении. Вероятно, шимпанзе уловила неодобрительный оттенок и решила, что это слово — наиболее подходящее в такой ситуации.
Опыт Беатрис Гарднер и всей исследовательской команды, работавшей с шимпанзе Уошо, вызывала не только восхищение, но и критику. Например, психолог Герберт Террис считал, что все успехи Уошо связаны лишь с дрессурой, а сама команда исследователей зря восторгается «составными» высказываниями их подопечной, так как, вероятно, именно они и приписывают этим словам новые смыслы. Позднее Террис и сам взял на воспитание детеныша шимпанзе, которого назвал Ним Чимпский (отсылка к имени Ноама Хомского, авторитетного лингвиста, утверждавшего, что язык присущ лишь человеку), при этом он установил в своем эксперименте более жесткие правила: никак не побуждать шимпанзе к повторению жестов. Тогда его подопечный не только сам выучил ряд знаков путем подражания, но в определенный момент начал спрашивать воспитателя: «А это как называется?» Но, несмотря на серию экспериментов по изучению способностей обезьян овладеть языком, проводившихся и в дальнейшем, и сегодня остаются исследователи, считающие говорящих обезьян научным мифом.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников и книги Б.Б. Жукова «Введение в поведение».