Два неуловимых облака пыли, возможно, находятся в полустабильных точках всего в 400 тысячах километрах от Земли. Они очень слабы и «призрачны», поэтому их существование долгое время вызывало сомнения. Новая работа венгерских астрономов и физиков, опубликованная в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, показывает, что облака все-таки могут существовать.

В системе Земля-Луна (как и, например, в системе Солнце-Земля) есть пять «точек устойчивости», где гравитационные силы поддерживают положение находящихся там объектов с очень малой массой. Две из этих так называемых точек Лагранжа, L4 и L5, образуют равносторонние треугольники с Землей и Луной и перемещаются вокруг Земли по мере того, как Луна движется по своей орбите.

L4 и L5 не являются полностью стабильными, так как на них воздействует и гравитационное притяжение Солнца. Тем не менее, они считаются местами, где может собираться межпланетная пыль, по крайней мере временно. Польский астроном Казимеж Кордылевский (Kazimierz Kordylewski) первым обнаружил в точке L5 признаки двух пылевых «спутников» Земли в 1961 году, однако многие ученые сомневались в их существовании.

В начале этого года венгерская команда во главе с Габором Хорватом (Gábor Horváth) из Будапештского университета (или Университета имени Лоранда Этвёша) смоделировала облака Кордылевского, чтобы оценить, как они формируются и как их можно обнаружить. Выяснилось, что облака можно увидеть с помощью поляризационных фильтров – аналогичных тем, что используют в некоторых типах солнцезащитных очков. От моделирования ученые перешли к наблюдению: они прикрепили специальные поляризационные линзы к объективу телескопа в частной обсерватории одного из авторов исследования Юдита Слиз-Балога. Астрономы надеялись увидеть доказательства существования одного из облаков по поляризации света, который исходит из точки L5.

Полученные ими изображения показывают поляризованный свет, отраженный от пыли, хорошо простирающийся за пределы поля зрения телескопа. Наблюдаемая картина соответствует предсказаниям той же группы исследователей в более ранней работе и согласуется с самыми ранними наблюдениями облаков Кордылевского шесть десятилетий назад.

Венгерские ученые наблюдали облако пыли две ночи подряд. Они постарались исключить любые другие потенциальные источники поляризованного света и создать идеальные условия для «охоты» за неуловимыми облаками. Тем не менее, отмечают исследователи, их наблюдения могли показать временное явление – пыль, которую они заметили, могла быть «сдута» гравитационными силами с других планет или солнечным ветром.

[Изображение: Г. ХОРВАТ]