С помощью телескопа VLT Survey (VST) в Паранальской обсерватории в Чили, астрономы Европейской южной обсерватории (ESO) получили новое очень подробное изображение Туманности Тарантул и ее соседних туманностей и звездных скоплений, – сообщает портал EurekAlert.org. Туманность, которая также известна как 30 Doradus, является самой яркой и самой активной звездообразующей областью в Местной группе галактик.

Туманность Тарантул (находится в верхней части изображения), расположена в созвездии Золотая рыба (Dorado; отсюда второе название туманности) и охватывает более 1000 световых лет. Эта ошеломляющая туманность является частью Большого Магелланового Облака – карликовой галактики, которая растянулась примерно на 14 тысяч световых лет (для сравнения: диаметр Млечного пути составляет примерно 100 тысяч световых лет). Эта галактика – спутник Млечного Пути, она расположена на расстоянии около 163 тысяч световых лет от нашей Галактики. Вместе с другими 39 галактиками-спутниками Млечного Пути и Андромеды, а также с этими галактиками и галактикой Треугольника она составляет Местную группу галактик.

В основе туманности Тарантул – молодой гигантский звездный кластер под названием NGC 2070, чей центр – плотное ядро ​​из скопления R136 – содержит одни из самых массивных и светящихся звезд. Яркое свечение самого «Тарантула» было впервые зафиксировано французским астрономом Николасом-Луи де Лакайлем в 1751 году.

Еще одно звездное скопление в туманности Тарантул – это гораздо более старое Hodge 301, в котором, по оценкам специалистов, по меньшей мере 40 звезд взорвались как сверхновые и распространяют газ по всей площади скопления. Одним из примеров остатка сверхновой является так называемый «суперпузырь» (огромное скопление раскаленного газа) SNR N157B, который охватывает рассеянное звездное скопление NGC 2060. Этот кластер впервые был обнаружен в 1836 году британским астрономом Джоном Гершелем, который использовал 18,6-дюймовый рефлекторный телескоп на мысе Доброй Надежды в Южной Африке. На окраине Туманности Тарантул, внизу с правой стороны, можно определить местонахождение знаменитой сверхновой SN 1987A. Известна она потому, что стала первой сверхновой, которую обнаружили с помощью современных телескопов – в 1987 году – и стала самой яркой сверхновой, опередив звезду Кеплера, которая считалась первой по яркости с 1604 года.

Двигаясь в левую сторону от «Тарантула», можно увидеть яркое рассеянное звездное скопление NGC 2100, которое отображает концентрацию синих звезд, окруженных красными звездами. Этот кластер в 1826 году обнаружил шотландский астроном Джеймс Данлоп, который работал в Австралии и использовал свой самодельный 9-дюймовый (23-сантиметровый) отражающий телескоп.

В центре изображения находится звездное скопление и эмиссионная туманность (облако ионизированного газа) NGC 2074 – еще одна массивная звездообразующая область, обнаруженная Джоном Гершелем. Если присмотреться, то можно увидеть темную конфигурацию пыли в форме морского конька – это так называемый «Морской конек Большого Магелланова Облака». Длина этой гигантской структуры – примерно 20 световых лет, что почти в пять раз больше расстояния между Солнцем и звездой Альфа Центавра. Эта структура обречена на исчезновение в течение следующих миллионов лет: по мере того, как все больше звезд будут скапливаться в «группы», свет и ветра от них будут медленно сдувать пылевые столбы.

Получить настолько детализированное изображение Туманности Тарантул ученые смогли только благодаря тому, что на телескопе VLT Survey установлена новая специально разработанная 256-мегапиксельная камера под названием OmegaCAM. Изображение было составлено из снимков OmegaCAM, сделанных через четыре разных цветовых фильтра: один из них, к примеру, выделяет красное свечение ионизированного водорода – линию излучения H-alpha. Она получается, когда электрон внутри атома водорода теряет энергию. Это происходит в водороде вокруг горячих молодых звезд, когда газ ионизируется интенсивным ультрафиолетовым излучением, а электроны впоследствии рекомбинируют с протонами для образования новых атомов. Способность OmegaCAM обнаруживать эту линию позволяет астрономам характеризовать физику гигантских молекулярных облаков, где формируются новые звезды и планеты.

[Фото: EurekAlert / ESO]