Международная группа ученых открыла недавно сформировавшуюся планету в системе далекой молодой звезды. Планету, названную 2M0437b, астрономы увидели с помощью телескопов, расположенных на спящем вулкане Мауна-Кеа, сообщает пресс-служба Гавайского университета в Маноа (США). Открытие, результаты которого опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, позволит пролить свет на происхождение Солнечной системы и Земли.

«Это случайное открытие пополнило элитный список планет, которые мы можем непосредственно наблюдать с помощью наших телескопов, – пояснил ведущий автор исследования Эрик Гайдос, профессор кафедры наук о Земле Гавайского университета в Маноа. – Анализируя свет от этой планеты, мы можем кое-что сказать о ее составе и, возможно, где и как она образовалась в давно исчезнувшем диске из газа и пыли вокруг своей звезды».

По оценкам исследователей, планета в несколько раз массивнее Юпитера. Вероятно, она образовалась вместе со своей звездой несколько миллионов лет назад, примерно в то время, когда главные Гавайские острова впервые появились над океаном. Планета настолько молода, что все еще горячая из-за энергии, выделяемой во время ее образования, с температурой, подобной температуре лавы, извергающейся из вулкана Килауэа на Большом острове Гавайи.

2M0437b и ее родительская звезда находятся в звездных «яслях» – в молекулярном облаке Тельца. 2M0437b движется по гораздо более широкой орбите, чем планеты Солнечной системы. От своей звезды эта планета находится на расстоянии, которое примерно в сто раз больше расстояния между Землей и Солнцем, что упрощает наблюдение.

В 2018 году планету впервые заметили с помощью телескопа Subaru на Мауна-Кее. В течение последних нескольких лет ее тщательно изучали с помощью других телескопов. Так, ученые использовали обсерваторию Кека для наблюдения за положением звезды-хозяина, когда она двигалась по небу, подтвердив, что планета 2M0437b действительно является спутником звезды, а не более удаленным объектом. На наблюдения потребовалось три года, потому что звезда медленно движется по небу.

[Фото: SUBARU TELESCOPE AND GAIDOS, ET AL. (2021)]