Астрономы обнаружили самую быстрорастущую черную дыру

Астрономы из Австралийского национального университета ANU нашли самую быстрорастущую черную дыру, известную во Вселенной, – сообщает портал Phys.org. Каждый день она поглощает массу, эквивалентную массе нашего Солнца.

Астрономы из Австралийского национального университета (ANU) нашли самую быстрорастущую черную дыру, известную во Вселенной, – сообщает портал Phys.org. Каждый день она поглощает массу, эквивалентную массе нашего Солнца (примерно 1,9885·1030 кг).

Астрономы оглянулись более чем на 12 миллиардов лет назад – в ранние темные века Вселенной, когда размер обнаруженной сверхмассивной черной дыры был в 20 раз больше Солнца. Каждый миллион лет она увеличивалась на один процент. Ученые отмечают, что эта черная дыра растет настолько быстро, что она светит в тысячи раз ярче, чем целая галактика: благодаря тому, что она ежедневно поглощает большое количество газов. То есть свет исходит не от самой черной звезды, а от быстро движущихся частиц материи, которую она поглощает. «Если бы в центре нашей галактики сидел такой "монстр", он казался бы в 10 раз ярче полной луны. Он выглядел бы как невероятно яркая звезда, которая затмевала бы почти все звезды на небе», – отметил доктор Кристиан Вулф (Christian Wolf) из Австралийского национального университета.

Энергия, излучаемая этим недавно открытым квазаром (так называют класс астрономических объектов, самых ярких в видимой части Вселенной), исходила в основном в виде ультрафиолетового света. Но черная дыра также "излучала" и рентгеновские лучи. Если бы она находилась в центре Млечного Пути, эти лучи, вероятно, сделали бы жизнь на Земле невозможной.

Свет от поглощения черной дыры окружающей материи ученые обнаружили с помощью телескопа SkyMapper в обсерватории Сайдинг-Спринт (Siding Spring Observatory) и спутника Gaia Европейского космического агентства. Свет уловили в ближнем инфракрасном диапазоне, так как световые волны по мере движения к Земле постепенно краснели. Специалисты объясняют это явление тем, что по мере расширения Вселенной расширяется и пространство – из-за этого растягиваются световые волны и меняется их цвет, который зависит от длины волны: волны инфракрасного излучения длиннее волн ультрафиолетового.

На данный момент ученым не известно, как черная дыра смогла вырасти до таких огромных размеров в первые дни жизни Вселенной. Зато они знают, как применить ее в своих исследованиях. Подобные яркие черные дыры можно использовать в качестве маяков, чтобы увидеть и изучить образование элементов в ранних галактиках. Ученые могут видеть тени объектов перед сверхмассивной черной дырой. Астрономы также отмечают, что в течение следующего десятилетия на очень больших наземных телескопах будут установлены специальные инструменты, которые смогут непосредственно измерять расширение Вселенной, используя эти быстрорастущие черные дыры.

[Фото: Phys.org / NASA]