Мария де Хевиа (Maria Dolores de Hevia) и ее коллеги из Университета Париж Декарт продолжили поиск ответа на вопрос, можно ли считать врожденной или культурно обусловленной склонность располагать числа от меньшего к большему слева направо. Эта тенденция хорошо известна и встречается даже у некоторых животных. Новое исследование указывает, что ответ может быть скорее в пользу первого. Подробно свои эксперименты и результаты авторы описали в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Чтобы набрать 80 новорожденных, возраст которых в среднем составлял 45 часов, психолог Мария Долорес де Хевия в Университете Парижского Декарта попросила десятки новых родителей в парижской больнице пожертвовать несколько минут своего времени на науку.

Чтобы выяснить, что происходит в сознании ребенка, исследователи придумали серию аудиовизуальных тестов. Они проигрывали звуковые клипы с повторяющимися слогами типа «ба» или «та», 6 для некоторых младенцев и 18 для других. Исследователи связали количество слогов с понятиями «немного» и «много». Затем они показывали младенцам прямоугольники разных размеров на экране планшета. Те дети, которые слышали 6 слогов, видели короткий прямоугольник, а те, кто слышал 18, видели более длинный.

Примерно через минуту те, кто изначально услышал 6 слогов, слышали уже 18 слогов, а потом видели экран, разделенный надвое, и на каждой половине был длинный прямоугольник. Идея эксперимента в том, что если дети сфокусируются на правом прямоугольнике, то они связывают «больше» (т.е. вновь услышанные 18 слогов) с «право». И наоборот — новорожденные, впервые услышавшие 18 слогов и потом 6, будут дольше смотреть на левый прямоугольник и, следовательно, покажут связь «меньше» и «лево».

Именно это и произошло. В среднем новорожденные, которые слышали сначала 6 и затем 18 слогов, смотрели на правый прямоугольник в два раза дольше, чем на левый, и наоборот. Де Хевиа несколько раз повторила эксперимент с разными детьми. Каждый раз она тестировала разные переменные, например, растягивая 6 слогов, чтобы они звучали в общей сложности в течение того же промежутка времени, что и 18. Результаты не изменились.

Интересно, что когда новорожденные просто слышали длинные и короткие тоны, — вместо отдельных слогов, — они не отдавали предпочтения одному из прямоугольников. Это говорит о том, что они обращают внимание именно на количество слогов и соответственно сопоставляют их: «меньше» слева и «больше» справа.

Де Хевиа ожидала такого результата, а вот родители часто были удивлены. «Это волшебный момент, когда родители впервые осознают, насколько восприимчивы и внимательны их новорожденные дети», — сказала она. По ее предположению, люди, возможно, развили эту раннюю связь между числами и пространством, чтобы обеспечить ментальные строительные блоки для изучения основных математических понятий. Более того, по ее мнению восприятие левого и правого универсально и уже существует при рождении, а затем культура либо укрепляет его, либо обращает.