Детство, отрочество, юность
Будущий кораблестроитель родился 3 августа 1863 г. в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (сегодня это село переименовано в его честь и находится на территории Чувашии), и ему была уготована судьба военного. Дед ученого, Александр Алексеевич Крылов, был ранен на Бородинском поле и при взятии Парижа, награжден золотым оружием и орденами. Отец, Николай Александрович, артиллерийским офицером участвовал в Крымской войне. Семья матери, Софьи Викторовны Ляпуновой, принадлежавшая к старинному дворянскому роду, оказала решающее влияние на судьбу мальчика и пробудила в нем интерес к науке. Среди Ляпуновых и Филатовых были видные ученые, врачи, композиторы, Известны имена лингвиста Б.М. Ляпунова, врача Н.Ф. Филотова, математика А.М. Ляпунова.
Когда семья переехала на юг Франции в Марсель, девятилетнего Алексея Крылова отдали в частный пансион, где он выучил французский язык и начал заниматься арифметикой. А по возвращении на родину Крыловы на какое-то время поселилась в Севастополе, где отец вел свои коммерческие дела. Там юный Алексей познакомился с моряками — героями Русско-турецкой войны.
Вдохновившись рассказами о подвигах моряков, Алексей Николаевич поступает в Петербургское морское училище, где особое внимание уделяет математике. В этом ему помогает его дядя, Александр Михайлович Ляпунов. Окончив училище в 1884 г., Алексей Крылов начинает карьеру в компасной мастерской при Гидрографическом управлении, которым руководил генерал-майор Иван Петрович Колонг, специалист по морской навигации, создатель теории девиации компаса.
Спустя два года, в 1886 г., 23-летний Крылов создал дромоскоп — прибор, механически воспроизводящий зависимость девиации компаса от курса корабля (девиация — это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). За эту разработку ему выписали премию, а само изобретение внедрили на кораблях военного флота. Совместными трудами Крылову и Колонгу удалось вывести советское компасное дело на мировой уровень.
А.Н. Крылов активно применял в морской навигации свои математические познания, благодаря чему обрел широкую популярность в России и мире.
Фото: bedneyimages / фотобанк Freepik
В последующие годы Крылов пишет ряд работ по гирокомпасам: «Возмущения показаний компаса, которые происходят от качки корабля на волнении», «Положения теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса» и др. Ученым была предложена принципиально новая система дромоскопа, который был способен автоматически рассчитывать девиацию компаса. Создавать теорию компасов Крылов будет всю жизнь, а через полвека после первой работы, в 1941 г., получит за это первую Сталинскую премию.
Мировое признание
После окончания в 1890 г. кораблестроительного факультета Николаевской морской академии Алексей Крылов сам начинает преподавать курс теории корабля. Важно отметить, что преподавательскую деятельность, как и научную, он вел до конца своих дней, передавая накопленные знания молодому поколению.
В то время он питал наибольший интерес к кораблестроению и активно применял свои математические познания в морской навигации, благодаря чему обрел широкую популярность в России и мире. Наиболее активно обсуждалась его статья «Теория качки корабля», в которой Крылов развивал теорию авторитетного в то время инженера, основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда.
Труды А.Н. Крылова впечатляли мировое научное сообщество, и уже в 1896 г. он был избран почетным членом Английского общества корабельных инженеров и получил от него золотую медаль, став первым иностранцем, удостоившимся этой престижной награды.
«Теория Крылова» до сих пор остается самым востребованным методом успокоения бортовой качки, без которой сложно сейчас было бы представить морские путешествия.
Фото: fanjianhua / фотобанк Freepik
В последующие годы он концентрируется на умерении бортовой качки и впервые предлагает метод гироскопического демпфирования. В 1898 г. Алексей Крылов сформулировал общую теорию качки корабля на волнении. Она стала называться «теорией Крылова» и до сих пор остается самым востребованным методом успокоения бортовой качки, без которой сложно сейчас было бы представить морские путешествия.
Еще один плодотворный союз — сотрудничество А.Н. Крылова и адмирала С.О. Макарова, полярного исследователя и океанографа. За время совместной работы они выработали ряд актуальных по сей день рекомендаций по повышению плавучести корабля и борьбе с дифферентом или креном поврежденного корабля с помощью затопления отсеков, оставшихся неповрежденными.
С 1908 г. по 1910-е гг. в карьере Алексея Крылова происходит профессиональный подъем: его назначают на должность главного инспектора кораблестроения, а затем профессором морской академии в Николаеве. Параллельно он проводит консультации Балтийского и Адмиралтейского заводов, выпускающих самые современные суда. С 1911 по 1913 г. Алексей Николаевич работает в статусе экстраординарного профессора института инженеров путей сообщения.
Во время Первой мировой войны Алексей Крылов участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».
Фото: paylessimages / фотобанк 123RF
Кораблестроение в военное время
Во время Первой мировой войны Алексей Крылов занимает пост председателя правительственного правления на Путиловских заводах и участвует в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».
Исследователя больше всего интересовали вопросы развития и совершенствования отечественного флота, который продемонстрировал свою слабость и отсталость во время Русско-японской войны и необходимость модернизации всей отрасли.
Теория непотопляемости — еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил для военных кораблей таблицы непотопляемости, которые помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Моряки привыкли откачивать воду, а согласно теории, наоборот, нужно заполнять водой другие отсеки — тогда корпус выровняется.
В 1912 г. А.Н. Крылов призвал правительство выделить внушительные 500 млн рублей на возрождение флота. Он обладал серьезными познаниями в делах флота и мог обосновать многие вопросы судостроения с научной и экономической точки зрения, благодаря чему морской министр Иван Константинович Григорович поддержал его инициативу, выступив с подготовленным Крыловым докладом в Государственной думе, и помог выделить необходимые средства. Их направили на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.
Как говорил сам ученый, его консультации по делам флота сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута.
Спустя два года А.Н. Крылов был избран членом-корреспондентом академии наук. Представляя Крылова к званию, академики отмечали, что «во всех этих разнообразных областях знания он одинаково компетентен и оригинален, внося по своей простоте, ясности и строгости изложения всегда много нового и важного».
Историческое здание академии наук в Санкт-Петербурге.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»
В 1916 г. он был переведен в ординарные академики по математической физике и возглавил Главную физическую обсерваторию, а позже Главное военно-метеорологическое управление (Главмет), где занимался вопросами прав и обязанностей военных гидрометеорологов и пытался отменить призыв в армию для служащих обсерватории.
Карьерный взлет в революционные годы и Великая Отечественная война
Сняв с себя обязанности руководителя Главного военно-метеорологического управления, А.Н. Крылов освободил время для другой научной деятельности. Его прочные отношения с советским правительством в сложные революционные годы способствовали продвижению по карьерной лестнице, и в 1917 г. он был назначен на пост руководителя Русского общества торговли и пароходства, а затем два года, с 1919 по 1920 г., возглавлял Морскую академию. После Октябрьской революции он распорядился передать все суда советскому правительству.
Интересный факт: сыновья Крылова Алексей и Николай воевали в Белой армии и погибли в Гражданскую войну. Дочь Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу. Таким образом, Алексей Николаевич Крылов — дед Сергея Петровича Капицы.
«Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. <...> Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 г., папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. <...> Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, — объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. — Помню, он при мне как-то рассказывал: "Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю: Кто знает математику в размере гимназического курса? — В ответ молчание... — Кто знает математику в размере реального училища? — В ответ молчание... — Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? — Поднимаются четыре руки. — Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время". И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы».
В 1921 г. как представитель советского пароходства А.Н. Крылов отправляется в длительную командировку в Великобританию, Норвегию, Германию, Францию и пытается наладить утраченные международные связи — заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах. Под личным контролем советской России удалось закупить 900 паровозов и обеспечить их безопасную перевозку морем.
Спустя почти шесть лет он возвращается в Советский Союз (за границу его больше не выпускали), и приступает к обязанностям директора Физико-математического института Академии наук СССР.
В феврале 1939 г. Алексей Крылов был удостоен ордена Ленина, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники.
В общей сложности перу А.Н. Крылова принадлежат 300 статей и книг по широкому спектру тем: судостроение, физика, математика, астрономия, геодезия, артиллерийское дело.
Фото: freepik / фотобанк Freepik
С началом Великой Отечественной Крылов не хочет покидать Ленинград, но все же его убеждают эвакуироваться в Казань. Находясь в тылу, он работал постоянным экспертом технического совещания и был активным членом комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам АН СССР. Здесь же он пишет свои знаменитые мемуары «Мои воспоминания» — об основных периодах его научной и практической деятельности, о своих современниках, о кораблях, — и в это же время создает важные труды по гидродинамике, в частности, формирует теорию движения корабля на мелководье, первым рассчитывает и обосновывает рост гидродинамического сопротивления на определенных глубинах, а также издает работы по теории единичных волн.
В общей сложности его перу принадлежат 300 статей и книг по широкому спектру тем: судостроение, физика, математика, астрономия, геодезия, артиллерийское дело.
Еще одна значимая работа А.Н. Крылова посвящена проблемам вычисления коэффициентов характеристического полинома при определенной матрицы, которая складывается в известный метод подпространства Крылова.
В июле 1943 г. А.Н. Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1944 г. он принял участие в судьбе физического факультета МГУ, когда подписал письмо четырех академиков В.М. Молотову, автором которого был А.Ф. Иоффе. Письмо инициировало разрешение противостояния между так называемыми академической и университетской физикой.
Один из лунных кратеров носит имя в память об Алексее Николаевиче Крылове.
Источник изображения: freepik / фотобанк Freepik
Алексей Николаевич Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Именно ему принадлежит первый перевод с латинского на русский «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона.
В 1945 г. ученому удалось вернуться в Ленинград, где он скончался в возрасте 82 лет и был похоронен на Волковом кладбище неподалеку от могил Д.И. Менделеева и И.П. Павлова. «Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград», — рассказывает о похоронах внук Андрей Капица.
Именем академика А.Н. Крылова названа премия Российской академии наук, которая присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
В честь Алексея Николаевича Крылова названы три небесных объекта: кратер на Луне и два астероида — (5247) Krylov и (5021) Krylania. В имени последнего зашифрованы «Крылов» и «Аня». Аня — та самая дочь Крылова, мать Сергея Петровича Капицы.
Источники
Порецкий муниципальный округ Чувашской Республики. Биография Алексея Николаевича Крылова
Комсомольская правда. Алексей Крылов: без него не было бы современного флота России
Университетская библиотека онлайн. Крылов Алексей Николаевич
Научная Россия. Алексей Крылов
Wikipedia. Крылов, Алексей Николаевич
Фото на превью: А.Шаламайзер / «РИА Новости»
Источник изображения на главной станице сайта: macrovector / фотобанк Freepik
Источники изображений в тексте: bedneyimages / фотобанк Freepik, fanjianhua / фотобанк Freepik, paylessimages / фотобанк 123RF, Ольга Мерзлякова / «Научная Россия», freepik / фотобанк Freepik, freepik / фотобанк Freepik.