10 июля президент Российской академии наук академик РАН Александр Сергеев принял участие в выставке ИННОПРОМ-2018 и Пятом Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге. Глава РАН рассказал "Научной России" об итогах рабочей поездки, создании Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая, о переговорах с Уральской горно-металлургической компанией и о том, чем похожи и чем отличаются Китайская и Российская академии наук.
О создании Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая
— В рамках выставки ИННОПРОМ-2018 в Екатеринбурге в этом году проходил Пятый Российско-Китайский ЭКСПО, на котором обсуждались вопросы развития регионального сотрудничества. Очень важно, что одним из мероприятий этого форума стало учреждение Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая. Это региональная инициатива. Глобальная инициатива уже реализована — 8 июня этого года в Пекине было подписано соглашение о сотрудничестве между Российской академией наук и Китайской академией наук. Подписание проходило в присутствии лидеров наших стран. Это рамочное соглашение. Создание же Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая подразумевает региональное сотрудничество — у нас есть много инициатив "снизу", которые мы тоже хотим поддержать. Одна из таких инициатив — развитие научно-технического сотрудничества и взаимодействия институтов и университетов Уральского федерального округа и Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) с институтами и университетами китайской провинции Хэйлунцзян, со столицей в Харбине. Российская академия наук с большим интересом отнеслась к этой инициативе и решила ее поддержать. Поэтому я и выступал на Российско-Китайском форуме и присутствовал при подписании этого соглашения. Его подписывали руководитель Уральского отделения Российской академии наук академик Валерий Николаевич Чарушин — со стороны России и президент Академии наук провинции Хэйлунцзян Го Чуньцзинь — со стороны Китая.
Ассоциация научно-технического сотрудничества России и Китая была задумана еще в декабре 2017 года, и с тех пор появились планы на очень серьезное многостороннее и многоплановое сотрудничество. На сегодняшний день заявку на вступление в Ассоциацию подали 156 китайских и 44 российских организаций и предприятий. Это очень большое число.
Об областях и направлениях сотрудничества России и Китая в рамках созданной Ассоциации
— Спектр сотрудничества у организаций чрезвычайно широк: это вопросы, связанные с развитием современной металлургии, современных методов изучения полезных ископаемых, особенно редких металлов; вопросы, связанные с экологией в условиях различных металлургических производств. Второй блок — это работы, связанные с материаловедением, третий блок — сельскохозяйственные науки, четвертый — вопросы социально-экономического развития регионов, особенно в связи с созданием высокоскоростных магистралей. В ближайшее время стороны уже начнут сотрудничать по этим четырем направлениям. Это тот костяк, который будет обсуждаться в первую очередь. Уже завтра состоится первая конференция, на которой будут обсуждаться взаимные проекты. Наверное, таких блоков направлений сотрудничества со временем станет больше, но именно на этих четырех стороны сконцентрировали свое внимание в ходе переговоров на Российско-Китайском ЭКСПО. Поэтому Российской академии наук — поскольку Уральское отделение является частью Российской академии наук — было важно выразить поддержку созданию этой Ассоциации от имени РАН. Эта Ассоциация была создана, и мы будем внимательно следить и, конечно, способствовать ее развитию.
О создании представительств Уральского отделения РАН и Академии наук провинции Хэйлунцзян
— Мы договорились также об очень интересном действии — создании представительств. По итогам переговоров было принято решение создать представительство Уральского отделения РАН в Харбине и представительство Академии наук провинции Хэйлунцзян в Екатеринбурге. Это развитие нашей политики — с одной стороны региональной, с другой — международной. Российская академия наук выступает за то, чтобы наши регионы проявляли активность, и будет всячески это поддерживать.
О том, почему Китайская академия наук — пример для подражания
— Китайская академическая наука сейчас очень хорошо развивается. Китайская академия наук во многом была организована по подобию Академии наук СССР. И китайцы очень благодарны за то, что мы помогли им организовать Академию наук, что тысячи и тысячи китайских ученых были воспитаны в Советском Союзе, затем вернулись в Китай и создали здесь фундамент своей Академии. Надо признать, что сейчас Китайская академия наук функционирует в более целостном виде, чем Российская академия наук. В Китайской академии наук — 104 института с очень большим финансированием. 80% всего финансирования, выделяемого на научную инфраструктуру и оборудование проходит через Китайскую академию наук, по согласованию с ней. В этом смысле она является примером хорошо развивающейся Академии, в составе которой есть институты. Этот опыт нам очень важен. С 2013 года наша Академия лишена такой формы функционирования. Но, наблюдая за Китайской академией наук, мы видим, что она прекрасно развивается в прежнем формате, в том, который был до 2013 года и в Российской академии наук. Это очень важный пример и в политическом плане.
О поддержке науки высокотехнологичной промышленностью в России и Китае
— В Китае выделяется существенное финансирование на поддержание науки — 2,1% ВВП идет на науку. У нас в стране пока где-то 1,15% ВВП. Ясно, что Китай — большая страна, поэтому это очень важный показатель и в процентном отношении к ВВП, и в интегральном. Но еще более важным является то, что эти средства — 2,1% ВВП — выделяются таким образом, что уже большая часть из них идет не из государственного бюджета, а из высокотехнологичной промышленности, которая поняла, что науку надо поддерживать. Это та траектория, на которую российская наука тоже хотела бы встать. В нашей стране пока все еще доминирует бюджетное финансирование — 70-80% поступают из государственного бюджета и всего лишь 20-30% от нашей высокотехнологичной промышленности. Китайцы умеют внедрять достижения академической науки в рынок. В качестве примера можно назвать компанию Lenovo, которая, вообще говоря, вышла из Китайской академии наук. Сегодня Lenovo — одна из самых успешных и крупных высокотехнологичных компаний.
В Уральском отделении РАН внедрение результатов науки в промышленный сектор в общем-то тоже проходит довольно успешно. Уральское отделение в этом смысле является примером того, как нужно внедрять в промышленность достижения академической науки. Я думаю, что создание Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая и подписание соглашения позволят нам перенять у китайской науки опыт чрезвычайно успешного внедрения достижений науки в высокотехнологичную промышленность. Китай показывает пример правильного позиционирования научных результатов перед инвесторами. В этом смысле, я считаю, такое соглашение будет особенно полезным.
О создании подобных Ассоциаций в других региональных отделениях РАН
— Если опыт будет положительным, то его можно будет даже тиражировать на какие-то другие регионы. Вообще, на Дальнем Востоке и в Сибири уже развиваются похожие инициативы. Примером поддержки инициативы Уральского отделения в случае с созданием Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая РАН хочет показать, что очень приветствует подобные инициативы от региональных отделений. Это очень хорошо, что они сами берут бразды правления. Китай — огромная страна, там на всех хватит контактов и связей. Я считаю, что такое сотрудничество в плане регионального взаимодействия должно быть поддержано.
О встрече с руководством Уральской горно-металлургической компании
— Мы также посетили сегодня Уральскую горно-металлургическую компанию, провели очень подробную и детальную дискуссию с Андреем Анатольевичем Козицыным, который является одним из ее владельцев. Уральская горно-металлургическая компания — просто фантастическое предприятие. Она очень много вкладывает и в науку, и в образование, создала свой собственный технический университет. Это отличный пример того самого квалифицированного заказчика, которого наука ждет от промышленности; заказчика, который ставит задачи перед наукой. Мы обсудили будущее взаимодействие и наметили планы совместного сотрудничества. Я считаю, что это компания будущего, очень активно работающая над привлечением научных и образовательных ресурсов. На меня произвело очень сильное впечатление то, как они организовали свою работу, как они выстроили свою инфраструктуру и инфраструктуру города, в котором находятся, — здесь абсолютно фантастические музеи — музей автомобилестроения XX века, музей вооружений! Я очень доволен поездкой — ее первой половиной и второй.