Официально:
Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс. 10 декабря 1815 – 27 ноября 1852. Английский математик. Основатель программирования.
Неофициально:
1. «Клянусь дьяволом, что не пройдет и десяти лет, как я высосу некоторое количество жизненной крови из загадок Вселенной, причем так, как этого не смогли бы сделать обычные смертные умы и губы. Никто не знает, какие ужасающие энергия и сила лежат еще не использованными в моем маленьком гибком существе». Со временем мир узнал Аду Лавлейс – первого программиста в истории.
2. Ада Лавлейс принадлежит к известной семье: ее отец не кто иной, как великий английский поэт Джордж Гордон Байрон. Менее знаменита, но не менее замечательна мать графини – Анна Изабелла, урожденная Милбэнк. В редкие минуты добродушия супруг называл баронессу «принцессой параллелограммов». В минуты гнева принцесса превращалась в «математическую Медею». Действительно, леди Байрон «имела ум математический», как язвительно написал ее супруг, и имела в математике обширные для своего века познания.
3. Своего великого отца Ада так никогда и не увидела. Сам он в первый и последний раз видел свою единственную законнорожденную дочь, когда Аде исполнился месяц. Даже портрет отца девушке показали, только когда она выросла. И первым именем Августа, которое она получила в честь единокровной сестры отца, мисс Байрон никогда не называли.
4. Маленькую Аду обучили всему, что должна знать леди ее века и ее социального статуса: рисованию, музыке, иностранным языкам. Но не только: баронесса Байрон решила учить дочурку математике и естественным наукам, которые в ту пору почитались для благородной дамы излишними и дурно влияющими на женственность. Осуждения среды мама будущего ученого не испугалась, скорее ее страшил темперамент Ады, который она унаследовала от отца. Науки и были призваны укротить мятежную натуру.
5. Мамин расчет оказался отчасти верным. Знаменитые учителя – математик Огастес де Морган, математик и астроном, одна из первых в Британии женщин-ученых Мэри Сомервилль привили девочке страсть к наукам и стали ее кумирами.
6. Ада не стала писать стихи, как того опасалась леди Байрон. «Диадему круга» и «чародейку цифр» влекли машины, и первый летательный аппарат на паровой тяге она придумала в 12 лет.
7. В детстве Ада три года тяжело болела, но и в постели не прекращала учиться и изобретать. Некрепким здоровьем мисс Байрон отличалась всю свою недлинную жизнь, но выросла исключительно красивой девушкой
8. Семнадцати лет Аду начали вывозить в свет и представили королевской фамилии. Но куда больше блестящих юношей ее заинтересовал профессор математики Кембриджского университета Чарльз Бэббидж, который в ту пору демонстрировал заинтересованной публике то, что теперь известно под названием «Разностная машина Бэббиджа» и считается первым в мире компьютером.
9. Увлечение науками не оставило мисс Байрон в старых девах. В 1835 году Ада вышла замуж за 29-летнего Уильяма Кинга, 8-го барона Кинга, который вскоре унаследовал титул графа Лавлейса.
10. Ни муж, ни трое рожденных ею детей не помешали ученым занятиям. Замужество еще и облегчило её труды: граф Лавлейс был богат и не только не возражал против увлечений жены, но и щедро их финансировал.
11. Важнейшая работа леди Лавлейс – перевод с французского и комментарии к лекции Чарльза Бэббиджа, прочитанной в Туринском университете. В одном из своих комментариев Ада описывает алгоритм вычисления чисел Бернулли на аналитической машине. Нынче это считают первой программой, специально созданной для компьютера. Такой вот парадокс: машина Бэббиджа не была построена при жизни Ады Лавлейс, но ее называют первым программистом в истории.
12. В соответствии с приличиями эпохи, мать троих детей, аристократка графиня Лавлейс подписывала свои математические труды инициалами. И только через много лет мир услышал, что именно Ада Лавлейс предложила термины и понятия, которыми широко пользуется программирующий мир – подпрограмма, рабочая ячейка, цикл.
13. В свое время графиня Лавлейс увлеклась картами. И как математик тоже: она вывела оптимальный путь к победе в игре «Solitaire».
14. «Я не считаю, что структуры головного мозга менее подвластны математикам, нежели движения и свойства звёзд и планет; вполне, если выбрать для их рассмотрения правильную точку зрения. Я хотела бы оставить последующим поколениям вычисляемую модель нервной системы», – писала Ада Лавлейс. Мечта не сбылась: она умерла от тяжелой болезни, не дожив до 37 лет – примерно в том же возрасте, что и ее великий отец.
15. Прославленный папа упомянул дочку в знаменитом «Паломничестве Чайльд-Гарольда»: «Дочь сердца моего, малютка Ада!». Он действительно любил дочь, которая росла вдали от него, и очень беспокоился о ее здоровье.
16. Дочь тоже никогда не забывала об отце: одного из своих сыновей она назвала Байрон, другого – Гордон. Разлука длиной в жизнь завершилась в семейном склепе Байронов, где по ее просьбе похоронили графиню Лавлейс. Поклониться их праху можно на кладбище церкви Святой Марии Магдалины в городке Хакнелл в графстве Ноттингемшир.
17. Ада Лавлейс не стала писать стихи, как боялась ее мать. Она поняла, что математика – тоже своего рода язык, причем «единственный язык, помощью которого мы можем адекватно описать важнейшие черты мира природы».
18. Мир щедро отблагодарил леди Лавлейс: ее именем назван язык программирования, разработанный по заказу Министерства обороны США.