В преддверии новогодних праздников "Научная Россия" рассказывает о самых ярких событиях уходящего года в отечественной науке.
80 лет назад мир оказался на пороге самой разрушительной и кровопролитной войны в истории. Под ружье встали армии 61 страны с общим количеством населения 1 миллиард 700 миллионов человек, то есть 80% всего населения планеты. Боевые действия охватили 40 стран. Эта война унесла жизни более 60 миллионов человек. И самое страшное то, что количество погибших среди гражданских лиц превысило количество погибших в военных действиях в несколько раз.
В 2019 году в России проходили памятные мероприятия (выставки, круглые столы и международные конференции) по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны, наглядно доказавшие, что политика попустительства нацизму привела к трагическим последствиям для каждой стороны международного конфликта.
Что говорят специалисты спустя столько лет?
20 августа в московском Выставочном зале федеральных архивов (ул. Большая Пироговская, 17) открылась историко-документальная выставка «1939 год. Начало Второй мировой войны».
Этот проект - продолжение историко-документальной выставки «Мюнхен-38. На пороге катастрофы», состоявшейся в сентябре – октябре 2018 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве.
Экспозиция охватывает период с ликвидации Чехословакии как суверенного государства в марте 1939 года, усиления влияния Германии в Центральной и Юго-Восточной Европе, до кульминации мирового политического кризиса летом 1939 года и нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года.
Создатели выставки сделали особый акцент на англо-франко-советских политических переговорах в Москве, длившихся с июня по август 1939 года. Именно они предопределили расстановку сил в Европе к началу Второй мировой войны. Шифртелеграммы, переписки наркомов иностранных дел СССР М.М. Литвинова и В.М. Молотова с полномочными представителями СССР в Германии, Франции, Великобритании рассказывают о нежелании руководства Великобритании и Франции заключать с СССР равноправный военно-политический союз, а также о категорическом неприятии Польшей предложений СССР по противодействию германской экспансии.
Центральное место в экспозиции выделили непосредственно оригиналу пакта Молотова-Риббентропа (договор заключен 23 августа 1939 года), а также документам, отражающим подготовку визита министра иностранных дел Германии И. фон Риббентропа в Москву, телеграмме А. Гитлера И.В. Сталину с предложением принять его в Москве и ответное письмо генерального секретаря ЦК ВКП(б). Кроме этого, посетители выставки смогли увидеть документы, показывающие реакцию мировых держав и Исполкома Коминтерна на заключение договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Известно, что договор был опубликован сразу же после подписания Молотовым и Риббентропом.
Также в октябре 2019 года в здании президиума Российской академии наук (Москва, Ленинский проспект, 32А) проходила Международная научная конференция «80-летие начала Второй мировой войны». На одной площадке собрались ученые из двух десятков стран, в том числе из Италии, Германии, Франции, Польши, Чехии и Великобритании. Никто никого не клеймил – просто специалисты попытались разобраться, что предшествовало череде событий, которые навсегда оставили след в «зеркале истории», и почему нюансы хода Второй мировой войны до сих пор остаются «яблоком раздора» среди специалистов.
Председатель РИО Сергей Нарышкин подчеркнул, что «предпосылки Второй мировой войны сложились не в одночасье». По его мнению, провозгласив врагом Советский Союз, гитлеровская идеология находила немало защитников в высоких кабинетах ряда ключевых европейских столиц. В первую очередь Парижа и Лондона.
«Ослепленные антисоветизмом, лидеры Великобритании и Франции поддерживали, или, как принято говорить, «умиротворяли агрессора». На их счету и тот факт, что они дали возможность возродить нацистскую армию – на их счету и аншлюс Австрии, и предательский раздел Чехословакии», – полагает Сергей Нарышкин.
«После окончания Второй мировой войны моя страна – Германия – снова смогла стать уважаемым членом мирового сообщества именно потому, что мы, собравшись с силами, честно заглянули в зеркало нашей истории», - высказался посол ФРГ в России Геза Андреас фон Гайр.
Поднимался на обсуждение и вопрос ультиматума Польше, выдвинутого Германией. У Варшавы, в тот момент, до ультиматума было время реабилитироваться – СССР был готов предоставить военную помощь, но Польша, без особых колебаний, отвергала все возможные сценарии сотрудничества с Советским Союзом. Согласие Варшава дала только 21 августа 1939 года, за два дня до подписания советско-германского пакта. В тот момент, Риббентроп уже направлялся в Москву, и все действия были тщетны.
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян отметил: «Перед Москвой стоял трудный выбор. Можно сейчас говорить много чего. Мы не отказываемся от критики «сталинизма», и напрасно некоторые коллеги обвиняют нас в этом. Надо объективно смотреть, каково было соотношение сил и какова была расстановка в эту последнюю неделю августа 1939 года. Сталин, по большому счету, пожертвовал идеей мировой революции ради концепции национальных интересов».
Академик также анонсировал, что сейчас к печати готовятся полные дневники болгарского революционера, генерального секретаря Коминтерна Георгия Димитрова. Впервые они будут опубликованы на русском языке и позволят по-иному взглянуть на происходившие события в годы войны.
В непростой ситуации главное – соблюсти баланс интересов. Разногласия по данному вопросу будут существовать всегда, но важно оставаться в диалоге и сохранить максимальный комплекс достоверных фактов.
Мнение эксперта в специальном интервью для «Научной России».