Ученые из Великобритании и США изучили окаменелости древних растений и пришли к выводу, что в конце мелового периода произошло массовое обезлесение во всем мире после падения астероида 66 миллионов лет назад. Отсутствие дома привело к исчезновению древесных птиц, – сообщает портал Phys.org со ссылкой на журнал Current Biology.

Исследователи изучили летопись окаменелостей из Новой Зеландии, Японии, Европы и Северной Америки. Они очистили их так, что остались лишь микроскопические органические элементы: пыльца, споры, маленькие части листьев. В окаменелостях, которые относятся ко времени сразу после катастрофы, нашли обуглившиеся остатки сгоревших деревьев и большое количество спор папоротника. Это растение обычно первым заселяет место пожарища, образуя густые заросли. Пример – папоротник-орляк, который не погибает полностью от огня, так как его корневища расположены достаточно глубоко в почве.

Уничтожение лесов привело к тому, что исчезли древние древесные птицы. Выжили лишь наземные пернатые – птицы, чьи окаменелые останки показывают более длинные, более прочные ноги – такие, как у современных птиц, которые не живут на деревьях (например, киви и эму). А «аналоги» малиновки и воробья – птичек с тонкими маленькими ножками, которыми им удобно цепляться за ветки деревьев, – не встречаются в летописи окаменелостей после падения астероида. Им просто негде было жить.

Сегодня птицы являются самой разнообразной и всемирно распространенной группой наземных позвоночных животных – их насчитывается около 11000 живых видов (иногда называют число 18000). При этом такое видовое разнообразие обеспечили лишь небольшая группа выживших после катастрофы птиц.

[Иллюстрация: Phys.org]