27 декабря 1571 года родился Иоганн Кеплер – выдающийся ученый Нового времени, которому в течение всей своей жизни удалось внести колоссальный вклад в развитие ряда отраслей науки, обессмертив тем самым свое имя. Альберт Эйнштейн называл его «несравненным человеком».

В 1601 году Кеплер занимает должность математика при дворе императора Священной Римской империи Рудольфа II. Начиная с этого времени и до самой своей смерти в 1630 году он активно занимается астрономией, став первооткрывателем законов движения планет Солнечной системы. Их, известные как законы Кеплера, он изложил в 1609 году в своей книге «Новая астрономия». Согласно первым двум, планеты обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, в фокусе которых располагается светило. А радиус-вектор каждой планеты заметает равные площади за равные промежутки времени. Спустя 10 лет, он пишет сочинение «Гармония мира», в котором излагает третий закон, который гласит: планет: квадраты периодов обращения планет соотносятся как кубы больших полуосей их эллиптических орбит.

На основе этих законов ему удалось предсказать прохождение Венеры по диску Солнца в 1631 году, а также составить т.н. «Рудольфовы таблицы» - астрономические методики позволявшие определить положение планет в любой момент времени с высокой для той эпохи точностью.

В этот период своей жизни помимо астрономии, Кеплер начинает заниматься оптикой, фактически создав ее как науку. В книге «Дополнение в Виттелию», изданной в 1604 году, он излагает общую теорию линз и систем. Спустя семь лет, он пишет работу «Диоптрика», в которой раскрывает механизм зрения. В 1613 году, он разрабатывает телескоп, получивший название по его имени и в дальнейшем заменивший прибор созданный еще Галилео Галилеем.

Механика и математика

Помимо астрономии и оптики Кеплер трудится в области математики и механики. Он первым ввел термин «инерция» как прирождённое свойство тел сопротивляться приложенной внешней силе и как Галилей, сформулировал в ясном виде первый закон механики: всякое тело, на которое не действуют иные тела, находится в покое или совершает равномерное прямолинейное движение. За сто лет до Ньютона, Кеплер выдвинул гипотезу о том, что причиной приливов является воздействие Луны на верхние слои океанов.

Также в его активе имеются работы по плотности шаров – он выдвинул предположение о том, что наибольшая плотность упаковки достигается при пирамидальном упорядочивании шаров друг над другом. Математически доказать этот факт удалось только в 1998 году. Кеплеру удалось определить способ определения объема разнообразных тел вращения, позднее в нем обнаружили первые элементы интегрального исчисления.

Он составил одну из первых таблиц логарифмов и ввел термин «среднее арифметическое».

Иоганн Кеплер умер 15 ноября 1630 года в городе Регенсбурге.

Источник фото: Aldebaran S on Unsplash