25.12.2018 — заседание президиума РАН: прямая трансляция!

! Прямо сейчас идет последнее в этом году заседание президиума Российской академии наук (РАН).

25 декабря состоялось последнее в этом году заседание президиума Российской академии наук (РАН).

Обсуждались научные проблемы в онкологии и пути их решения. Доклады по теме представили академик РАН Андрей Каприн, академик РАН Александр Потапов и член-корреспондент РАН Иван Стилиди.

Также члены президиума РАН обсудили деятельность научных, экспертных, координационных советов, комитетов, комиссий при президиуме РАН и отделениях РАН.

Портал "Научная Россия" вел традиционную прямую трансляцию заседания президиума!

10:01 мск Президент РАН Александр Сергеев открывает заседание президиума. Он зачитывает повестку дня и представляет ее членам президиума.

10:03 мск Слово для доклада предоставляется академику РАН Андрею Каприну. Сообщение академика посвящено научным проблемам в онкологии и путям их решения.

В начале своего доклада Каприн еще раз напомнил основные тезисы послания президента страны. По мнению академика, без серьезной коллаборации выполнить поставленные президентом задачи невозможно.

Целевые показатели национального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями":

63% — доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях

60% — удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более

17,3% — показатель одногодичной летальности больных со злокачественными образованиями

10:08 мск "Нашими ростовскими коллегами на основании исследований с использованием лазерной микродиссекции опухоли желудка выявлены генетические изменения, позволяющие с высокой точностью диагностировать рак, риск метостатического поражения региорнарных лимфатических узлов", — отметил Каприн.

10:15 мск "Криогенные методики в онкологии — еще одно уникальное направление. Так, например, у пациентов с опухолевым поражением костей проводится передеструкция опухоли под КТ-навигацией", — Каприн.

10:17 мск "Папилломо-вирусная инфекция является известным фактором возникновения рака шейки матки и обнаруживается почти у всех больных раком этой локализации. Однако генотип ВПЧ и молекулярно-генетические показатели вируса папилломы человека могут сильно отличаться у разных больных. Как показывают результаты наших исследований, степень интеграции ДНК ВПЧ в клеточный геном является независимым фактором прогноза клинического исхода рака шейки матки — практически, на 50%", — Каприн.

10:22 мск Протонная терапия — наиболее динамично развивающийся метод радиацинной онкологии. Терапия успешно применяется.

10:30 мск Слово предоставляется члену-корреспонденту РАН Ивану Стилиди.

"Сегодня есть все предпосылки для того чтобы онкологию, как проблему современности, в том числе и в России, выделить в приоритет. Масштаб беды, которую несет собою для человечества рак, очевиден. Ежегодно заболевают раком и умирают от рака легкого около полутора миллиона человек, рака печени — около миллиона человек, рака толстой и прямой кишки — около миллиона человек, рака молочной железы — около полумиллиона женщин. В 2015 году заболело 14 миллионов человек и умерло 8,2 миллиона. В 2030 по прогнозу Всемирной организации здравоохранения заболеет 21 миллион человек и умрет 13,5 миллионов. Совершенно очевидным становится тот факт, что онкология сегодняшнего дня — это продукт взаимопроникновения фундаментальной науки и клинической онкологии, так называемая трансляционная онкология", — отметил Иван Стилиди.

10:41 мск Маркеры-предикторы эффективности иммунотерапии — PD-L1, Микросателлитная нестабильность (MSI), мутационная нагрузка (TMB).

10:43 мск "Когда же мы научимся лечить эту болезнь? Вот сегодня мы говорим о том, что через 10 лет возможно найдется лекарство или средство от рака", — Стилиди.

10:49 мск Следующий докладчик — академик РАН Александр Потапов. Сообщение академика посвящено нейроонкологии.

Методы нейроморфологических и молекулярно-генетических исследований в нейроонкологии: рутинное гистологическое исследование с окрашиванием гематоксилин-эозином; гистохимическое исследование; флуорисцентная гибридизация; секвенирование; РНК-секвенирование; ДНК-секвенирование; масс-спектроскопия и др.

10:57 мск В отношении магнитно-резонансных томографов Россия серьезно отстает от Европы. Важно иметь современный операционный комплекс, отмечает Потапов.

Инновационные технологии адъювантной терапии — векторные наносистемы доставки лекарственных препаратов в клетки-мишени.

11:08 мск Выступает академик РАН Валентин Смирнов с докладом о развитии работ по ядерной медицине в Госкорпорации "Росатом".

Решением руководства "Росатома" ядерная медицина определена как одно из стратегических направлений научно-технологического развития.

Текущая активность ядерной медицины "Росатома" включает производство оборудования для дистанционной и контактной лучевой терапии, развитие работ по созданию источников для нейтронной и нейтронозахватной терапии, производство радиоизотопов и радиофармпрепаратов на основе ускорительной техники и реакторов, а также создание центров ядерной медицины.

11:15 мск Слово предоставлено директору института проблем передачи информации Андрею Соболевскому

Важным направлением работы института Соболевский назвал обеспечение широкой доступности медицинских данных для специалистов.

11:21 мск Константин Лактионов — заместитель директора НМИЦ онкологии имени Н. Блохина — рассказал о трех новых стратегиях лечения, достигших своего потолка развития. "Все надежды связаны с персонализированной медициной. Появилась таргетная терапия, которая позволила надеяться на так называемую хронизацию болезни, когда выявлялись молекулярно-генетические мишени. Однако длительность эффекта не превышала года-полутора", — отметил Лактионов.

"К счастью, за последние годы в клиническую практику активно внедрилась так называемая иммунотерапия. Стратегия иммунотерапии не направлена на активацию иммунотерапии, она не направлена на противоопухолевый эффект, она всего лишь позволяет реализовать заложенный природой противоопухолевый иммунитет", — Лактионов.

11:30 мск Слово для доклада предоставлено Елене Артамоновой — ведущему научному сотруднику НМИЦ онкологии имени Н. Блохина. Ее сообщение посвящено таргетной терапии.

По словам Артамоновой, эффективность онкологии повышается персонализацией лечения и таргетной терапией.

"Задача номер один — инициация финансирования углубленных научных исследований в области биологии опухолей, разработка оригинальных таргетных препаратов, расширение программ молекулярно-генетического тестирования. Все это даст нашим пациентам значительный шанс на излечение или длительный контроль заболевания", — Артамонова.

11:40 мск Елена Загайнова — директор НИИ биомедицинских технологий — представила прогресс оптических разработок оптической диагностики, созданных в России и внедряемых в клинику. Она представила мультимодальную оптическую когерентную томографию, при помощи которой можно посмотреть структуру тканей, ангиографию, лимфоангиографию и эластографию.

"Путем структурной оптической когерентной томографии мы хорошо видим проблемную границу глиобластомы и белого вещества", — отметила Загайнова.

11:46 мск Слово предоставлено Алексею Алтынбаеву — заместителю директора НИЦ "Курчатовский институт". Алтынбаев рассказал о направлениях развития ядерной медицины в "Курчатовском институте".

По словам Алтынбаева, в ближайшие 10-15 лет рынок радиофармацевтических препаратов ожидает не только кратное увеличение объема, но и изменение структуры используемых лекарств.

"Достаточно большое количество радифармпрепаратов сегодня уже разрабатываются. Но здесь, на наш взгляд, очень большое преимущество имеет инфраструктура, созданная в Российской Федерации, в первую очередь за счет доступности разного рода изотопов", — отметил Алтынбаев. "Потому что в первую очередь надо выявить больные клетки, во-вторых их основую симптоматику, и дальше нужно иметь различные полуизотопы для того чтобы подобрать те из них, которые будут взаимодействовать с конкретными опухолями и которые будут нейтральны по отношению к вектору, который их доставляет"

11:51 мск Евгений Левченко рассказал о персонализации в хирургическом подходе онкотаракальной хируругии.

"Специальные методы предоперационного воздействия хорошо демонстрируют лечение рака пищевода. Мы можем резецировать трахею, бифуркацию трахеи. Но проведение предоперационной химиолучевой терапии позволяет увеличить медиану выживаемости с 13 до 25 месяцев", — Левченко.

12:00 мск Академик РАН Лев Ашрапян отметил наличие в биологии проблем, которые невозможно решить. "Рак относится к одной из таких проблем. Поэтому, говоря о каких-то перспективах и о том, как сегодня должна развиваться онкологическая наука, мне кажется, что упущены ряд моментов, которые имели бы большое значение, чтобы дальше двигаться в этой проблеме. Невозможно снизить смертность. Поэтому перевести онкологический процесс в хроническое заболевание и дать возможность человеку умереть не в 55 лет, а в 80 лет, растянуть все это — это является одной из основных частей современной онкологии".

12:06 мск Академик Владимир Стародубов отметил необходимость увеличения публикаций по онкологии в 13 раз. Именно столько публикаций нужно, чтобы хотя бы догнать Японию. Наиболее успешная в этом плане область сегодня — радиология. Мы занимаем 29 место в мире по количеству статей по радиологии, Япония — пятое место.

12:10 мск Игорь Каграманян отметил важность представленных докладов, согласился с необходимостью углубления научных исследований, преодолению разрыва в публикационной активности и своевременного закрепления интеллектуальной собственности на наши разработки.

12:14 мск Академик Владимир Чехонин подвел итоги обсуждения проблем онкологии и путей их решения. Борьба с онкологическими заболеваниями вынесена в отдельный Федеральный проект, что говорит о понимании властями особой важности этой проблемы. "Будем откровенны: решить основную задачу, которую поставил перед нами президент страны, а именно довести продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, без снижения смертности от онкологических заболеваний невозможно", — отметил Чехонин. Он также заявил, что категорически не согласен с мнением академика Ашрапяна о том, что смертность от рака невозможно снизить.

12:20 мск Члены президиума РАН обсуждают принятие постановления.

12:26 мск Главный ученый секретарь президиума РАН академик Николай Долгушкин представляет вопрос об утверждении 58 советов, комитетов и комиссий, состоящих при президиуме РАН. Предлагается также внести некоторые изменения в порядок создания советов при президиуме РАН.

12:46 мск Следующий пункт повестки — согласование кандидатур на должность руководителей научных
организаций, находящихся в ведении Минобрнауки России. Докладчик — академик Иван Щербаков.

12:50 мск Академик Юрий Осипов докладывает о присуждении Большой золотой медали Российской академии наук
имени М.В. Ломоносова 2018 года. Выдвигается кандидатура академика Иосифа Исаевича Гительзона и иностранного ученого, профессора Колумбийского университета Мартина Чалфи.

12:55 мск Решением президиума Российской академии наук:

— Премия имени П.Н. Яблочкова 2018 года присуждается доктору технических наук Высоцкому, доктору технических наук Зубко, кандидату технических наук Фетисову за многолетние исследования в области создания сверхпроводящих проводников и создания устройств типа магнитных систем для преобразования энергии, сепараторов.

— Премия имени Л.А. Чугаева 2018 года присуждается академику Олегу Синяшину, докторам химических наук Юлии Будниковой и Дмитрию Ягфарову.

— Премия имени Н.И. Кареева 2018 года присуждается доктору исторических наук Александру Чудинову за серию научных работ по истории Французской революции эпохи наполеоновских войн.

— Премия имени Д.С. Лихачева 2018 года присуждается доктору филологических наук Елене Якименко.

— Премия имени Е.С. Варги 2018 года присуждается члену-корреспонденту РАН Андрею Спартаку.

— Премия имени Е.В. Тарле 2018 года присуждается академику Георгию Арбатову, кандидату исторических наук Наталье Бубновой и доктору исторических наук Анатолию Калядину.

13:13 мск Академик Виктор Васильев представляет на обсуждение вопрос об утверждении состава Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований.

13:16 мск Выступает академик Алексей Хохлов с вопросом об утверждении состава Комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

13:24 мск Решением президума РАН докторам биологических наук Иванову, Мишарину, Шумянцевой, а также члену-корреспонденту НАН Беларуси Сергею Усанову, доктору хим.наук  Килепе, кандидату хим. наук Стружкевич, доктору технических наук Сергею Панину, доктору технических наук Люкшену, кандидату тех.наук Корниенко; докторам исторических наук Мехкову, Никифорову, Ржешевскому, а также члену-корреспонденту НАН Беларуси Ковалинэ, Воронкиной, доктору ист.наук Литвину присуждается премия Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси 2018 года.

13:43 мск Президент РАН поздравляет членов президиума с наступающим Новым Годом и завершением череды заседаний президиума в этом году. Сегодняшнее заседание закрыто.

академики ран александр потапов александр сергеев президент ран андрей каприн заседание президиума российской академии наук иван стилиди онкология президиум ран рак