Спустя ровно 5 месяцев со дня смерти выдающегося физика, академика и бывшего директора ОИВТ РАН Александра Ефимовича Шейндлина в холле института был установлен его бюст. Сегодня было торжественное открытие этого памятника, на котором выступал нынешний директор ОИВТ РАН, академик РАН – Владимир Евгеньевич Фортов.
А. Е. Шейндлин был человеком с мировым именем в таких научных областях, как энергетика и теплофизика, последнюю из которых он создал сам. Помимо этого более четверти века был бессменным директором Института высоких температура АН СССР, разработал бесчисленное количество различных научных концепций, которые и по сей день используются в физике, теплофизике, энергетике.
Главные слова, открывавшие это торжественное мероприятие, были сказаны Владимиром Евгеньевичем Фортовым. Александр Ефимович был мировым человеком не только в науке, но и в обычной жизни. Фортов начал с того, что напомнил всем присутствующим одно из главнейших достижений А. Е. Шейндлина – открытие такой научной области, как теплофизика. Именно после него эту область стали выделять среди других научных направлений в физике. Также В. Е. Фортов отметил постоянный позитивный настрой А. Е. Шейндлина: « Я никогда не видел его расстроенным… Мне кажется, что он предвидел все, что происходит… Человека может расстроить только то, что он не может предвидеть, а мудрый человек предвидит все».
Александр Шейндлин был очень проницательным человеком. Помимо того, что он хорошо разбирался в людях, к нему тянулись талантливые, способные и трудолюбивые ученые. Александр Ефимович знал каждого, кто работал в его институте, и знал не просто поименно, но и все достижения этого человека и способности.
Несмотря на то, что А. Е. Шейндлин прошел всю Великую Отечественную войну, он всегда спокойно рассказывал об этом времени. Владимир Евгеньевич восхищался и восхищается той способностью легко и интересно рассказывать сложные вещи простым языком, какой обладал Александр Ефимович.
«Мы ему благодарны за то, что он оставил нам институт. Мы благодарны ему за то, что он оставил после себя школу.»
После выступления Владимира Евгеньевича, многие члены института и академики РАН высказали свое трепетное отношение к Александру Ефимовичу: некоторые вспоминали открытия, которые совершил Шейндлин, некоторые говорили о том, каким он был прекрасным человеком и истинно любящим науку ученым. Некоторые благодарили его за опыт и открытия, подаренные нашей стране, некоторые благодарили его за помощь лично им – даже выпускник, чьей научной работой руководил Александр Ефимович, рассказал о том, какой вклад лично в него сделал этот человек с мировым именем.
Александр Ефимович Шейндлин любил науку всем сердцем. Про это сказал не только Владимир Евгеньевич, который очень хорошо его знал, но и остальные выступавшие ученые. В последние годы своей жизни Александр Ефимович продолжал активную деятельность: был главным редактором журнала «Теплофизика высоких температур», помимо научной деятельности, воспитал целую плеяду талантливых ученых. Его по праву называют – Учителем с большой буквы. Обладатель множества наград, орденов и медалей, как и за участие и подвиги во время Великой отечественной войны, так и за выдающиеся открытия в области теплофизики и энергетики: Герой Социалистического Труда, медали «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, два ордена Ленина, два орденами «Трудового Красного знамени». Ему присуждена медаль Фарадея.
Александр Ефимович Шейндлин был прекрасным человеком и очень успешным ученым. Мы будем помнить о нем.
Теперь его бюст стоит в холле Объединенного Института Высоких Температур РАН.