Иоганн Петер Густав Лежён Дирихле родился 13 февраля 1805 года в городке Дюрен, который тогда находился на территории Французской империи, а теперь — на западе Германии. Своей необычной для немца фамилией он обязан своему деду, выходцу из бельгийского городка Ришле, которого так и называли — «молодым человеком из Ришле» (фр. Le Jeune de Richelet).

Петеру Густаву везло с наставниками: в иезуитской гимназии в Кёльне, одним из его преподавателей был знаменитый физик Георг Ом, а Гёттингенском университете — не менее прославленный математик Фридрих Гаусс. В 1822-1827 годах Дирихле жил в Париже (на французском языке он говорил свободно, как и на немецком), где работал домашним учителем математики и активно общался с местными математиками и физиками, в том числе с Жаном-Батистом Фурье.

В 1829 году наш герой перебирается в Берлинский университет, в качестве сначала доцента, а затем и профессора. Наконец, в 1855 году Дирихле становится преемником Гаусса в качестве профессора высшей математики Гёттингенского университета.

На счету Дирихле ряд крупных открытий в разных областях математики. Он доказал (вместе с Адриеном Лежандром) теорему Ферма для n=5, предложил современную концепцию функции y=f(x) и названную его именем теорему о разложении периодической функции в ряд Фурье. Также он существенно продвинул вперед теории чисел и идеалов (да, в алгебре тоже есть идеалы!)

Кроме всего прочего, Дирихле сформулировал «принцип голубятни»: если p голубей посажены в h ячеек голубятни, и p>h, при любом размещении птиц хотя бы в одной ячейке будут сидеть по меньшей мере два голубя. Этот принцип кажется самоочевидным, но его формулировка имела важное значение для развития комбинаторики.