Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 2238

11 февраля — Международный день женщин и девочек в науке

«В этот день даем торжественное обещание устранить гендерную несбалансированность в сфере науки», — генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш
Название изображения

«Для успешного решения задач XXI века нам необходимо задействовать наш потенциал в полном объеме. В этот Международный день женщин и девочек в науке  даем  торжественное обещание устранить гендерную несбалансированность в сфере науки»,

— генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш

Международный день женщин и девочек в науке приходится во всем мире на 11 февраля. Праздник стали отмечать с 2016 года по инициативе Организации Объединенных наций — спустя три года (декабрь 2013 г.) после принятия резолюции ООН: «Наука, техника и инновации в целях развития». Среди целей резолюции — достижение полноправного участия женщин и девочек независимо от возраста в развитии науки, техники и инноваций. Такое решение Организации Объединенных наций стало залогом гендерного равноправия в области науки. И уже в 2015 году Генеральная Ассамблея оглашает еще одну резолюцию — «70/212», провозгласившую 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке.

Из резолюции, принятой 25 декабря 2015 года на 81 пленарном заседании:

«Предлагается всем государствам-членам, всем организациям и органам системы Организации Объединенных Наций и другим международным и региональным организациям, частному сектору и научным кругам, а также гражданскому обществу, включая неправительственные организации и частных лиц, отмечать Международный день женщин и девочек в науке надлежащим образом, в том числе посредством проведения просветительских и информационно-пропагандистских мероприятий <…>

…способствовать полноценному и равноправному участию женщин и девочек в процессах в сферах образования, профессиональной подготовки, занятости и принятия решений в естественно-научной области <…>

….ликвидировать все проявления дискриминации в отношении женщин, в том числе в области образования и занятости, и преодолевать правовые, экономические, социальные и культурные барьеры на пути к этому <…>

….содействовать разработке научно-образовательной политики и программ, включая, по мере необходимости, школьные учебные программы<…>

….способствовать более широкому приобщению женщин и девочек к сфере науки, поощрять развитие женщинами научной карьеры и признавать достижения женщин в науке».

Однако женщины и девочки по сей день в полной мере лишены доступа в науку, несмотря на то, что глобальное сообщество предприняло ряд прорывных решений с целью вовлекать женщин и девочек в научно-технологическую сферу.

Статистика

В настоящее время менее 30% научных исследователей во всем мире составляют женщины. По данным  ЮНЕСКО  (2014–2016 годы), только около 30% всех учащихся женского пола выбирают научно-технические специальности. Во всем мире число учащихся женского пола особенно низкое в области информационно-коммуникационных технологий (3%), естествознания, математики и статистики (5%) и в области машиностроения, производства и строительства (8%). Давние предубеждения и гендерные стереотипы отталкивают девушек и женщин от научных сфер.

В этот День необходимо отметить неоценимый вклад женщин и девочек в инновационные технологии, которые помогают преодолевать барьеры и менять жизнь к лучшему.

Празднование Международного дня женщин и девочек в науке проходит и при участии ЮНЕСКО: «Все инициативы подчеркивают нашу решимость содействовать появлению нового поколения ученых из числа женщин и девочек для решения серьезных задач нашего времени. Прислушиваясь к призыву Греты Тунберг, молодые женщины-ученые уже вносят вклад в борьбу с изменением климата, например, Киара Ниргин из Южной Африки, чьи изобретения позволяют снизить последствия засухи.

Используя творческий и инновационный потенциал всех женщин и девочек в науке и инвестируя надлежащим образом в инклюзивное образование, научные исследования и разработки в областях НТИМ и экосистемы НТИ, мы создаем беспрецедентные возможности для задействования потенциала четвертой промышленной революции на благо общества», — из совместного послания генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одри Азуле и исполнительного директора механизма «ООН-Женщины» г-жи Фумзиле Мламбо-Нгука по случаю Международного дня девочек и женщин в науке.

Женщины-ученые подарили миру открытия, перевернувшие ход истории. Их заслуги в развитии науки признаны во всем мире. При этом, за всю историю присуждения Нобелевской премии женщины становились лауреатами в направлениях — физика, химия, физиология и медицина  — всего лишь 19 раз.

«Научная Россия» рассказывает о выдающихся женщинах-ученых, вклад в науку которых задал направление научного вектора в истории.

Мария Склодовская-Кюри

Мария Склодовская-Кюри

Российская, польская и французская учёная-экспериментатор, физик, химик, педагог Мария Склодовская-Кюри — не только первооткрывательница радиоактивности, но и первая в истории женщина - Нобелевский лауреат и первая среди тех, кто стал дважды лауреатом самой престижной международной премии за выдающиеся научные исследования.

В 1903 году совместно с  Пьером Кюри и Анри Беккерелем ученая была удостоена премии «в знак признания экстраординарных возможностей, которые они открыли в своих совместных исследованиях радиационного явления, обнаруженного профессором Анри Беккерелем», и в 1911 году награда присуждена Кюри «за открытие радия и полония». Кроме того, Мария Кюри  — первая женщина-преподавательница Сорбонны и первая женщина-член Парижской медицинской академии.

Мария Склодовская-Кюри говорила о науке: «Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания».

Четверть века спустя, в 1935 году, старшая дочь Марии Склодовской-Кюри и Пьера Кюри, учёная-физик Ирен Жолио-Кюри стала совместно с Фредериком Жолио-Кюри лауреатом Нобелевской премии по химии «за синтезирование новых радиоактивных элементов». Кроме Нобелевской премии, Кюри имела почётную степень многих университетов и участвовала во многих научных обществах. В честь ученой назван кратер Жолио-Кюри на Венере.

Ирен Жолио-Кюри

Ирен Жолио-Кюри

Первой в Российской империи женщиной-профессором стала профессор математики, российский математик и механик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук Софья Васильевна Ковалевская.

Главные исследования в научной деятельности Ковалевской связаны с теорией вращения твёрдого тела. Ученая открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. С.В. Ковалевская доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики. В 1889 году удостоена большой премии Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка.

Премия имени Софьи Васильевны Ковалевской присуждается Отделением математических наук РАН с 1992 года за выдающиеся результаты в области математики.

Софья Васильевна Ковалевская

Софья Васильевна Ковалевская

С.В. Ковалевская о женщинах в науке: «Друзья мои, мои милые друзья! И в особенности вы, мои дорогие подруги. Несколько лет назад женщин, стремившихся к знанию, было мало – единицы. Теперь нас сотни... Боритесь же за счастье быть самостоятельными, за право жить, работать и творить ради высшего идеала».

Русский химик Анна Федоровна Волкова была первой в мире женщиной, которая: получила диплом химика (1870 год), опубликовала научную работу по химии и стала членом Русского Химического общества. В числе научных достижений ученой: получение в чистом виде ортотолуолсульфокислоты, а также её хлорангидрида и амида в 1870 году; получение паратрикрезолфосфата из паракрезола; установление строения сульфокислот толуола (сплавлением их со щелочами); открытие того факта, что при замещении в амидах сульфокислот водородного атома остатка аммиака кислотным остатком получаются производные амидов, показывающие все реакции кислот, а также получение отвечающих этим кислотам хлорангидридов и амидов.

Команда портала «Научная Россия» поздравляет всех женщин-ученых с Международным днем женщин и девочек в науке!

ФОТО.

ФОТО.

11 февраля — международный день женщин и девочек в науке

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.