Международный коллектив авторов опубликовал доказательства следов очень древней, гидротермальной, жизни. Находка сделана в горных породах на севере провинции Квебек в Канаде, возрастом как минимум 3,77 млрд лет, а возможно, 4 млрд лет. Ученые изучили тонкие срезы пород этой формации и нашли загадочные образования: крошечные трубочки и филаменты, состоящие из гематита, что может указывать на их биологическое происхождение. Результаты опубликован в Nature.

Филаменты и трубочки — довольно типичные структуры в морских окаменелостях. Их расценивают как проявление активности окисляющих железо морских бактерий, обитавших вокруг горячих источников — гидротерм. Ученые нашли также углеродные розетты — тонкие концентрические кольца, которые содержат признаки живого вещества, включая углерод, кальций и фосфор, маленькие круглые гранулы графита. Такие розетты и гранулы наблюдались в породах сходного возраста, но их происхождение дискуссионно. Розетты могут сформироваться небиологическим путем в серии химических реакций, но по словам руководителя работы Доминика Папино (Dominic Papineau) из Университетского колледжа Лондона (Великобритания), найденные розетты содержат апатит, который служит сильным доказательством присутствия микроорганизмов. Графитовые гранулы могли служить этапом сложной химической цепи реакций с участием бактерий. Эти структуры и их химия указывает на биологическое происхождение подводных гидротерм. Авторы работы полагают, что нашли древнейшие следы жизни на Земле, если опираться на реальный возраст вмещающих их горных пород.

На какой глубине возникла жизнь, это вопрос. Оба вида бактерий — окисляющих железо и синтезирующих фосфор (цианобактрий) — строят строматолитовые маты. Оба могли возникнуть от одного более раннего предка.

Ряд опрошенных Science экспертов скептически относятся к работе. Так Курт Конхаузер (Kurt Konhauser), геохимик из Университета Эдмонтона (Канада), полагает, что эти структуры не обязательно представляют собой остатки живых клеток. «Авторы дали убедительный набор доказательств, которые могут указывать на жизнь. Но сейчас я не вижу пути, как мы могли бы определенно доказать существование живого возрастом 3,8 млрд лет назад», — цитирует ученого издание.

Ранее исследователи предположили, что жизнь на земле могла появиться на 300 млн лет раньше, чем принято думать.