Новые гидрогели обладают антибактериальными свойствами и способны проводить электричество. Они отлично подходят для нейронных интерфейсов, которые вживляют в мозг для лечения таких заболеваний, как эпилепсия или болезнь Паркинсона. Над разработкой трудились ученые из Университета Страны Басков (Испания).

Гидрогели представляют собой полимерные сети, способные удерживать большие количества жидкости, когда они находятся в воде, не меняя своих размеров. С добавлением новых компонентов, гидрогели могут приобретать определенные свойства: например, электропроводность. Их применение разнообразно: от садоводства до медицины. В данном случае речь идет именно о медицинском применении. Гидрогелем покрывают нейронные интерфейсы – компоненты, ответственные за электрическое соединение в имплантатах головного мозга, которые взаимодействуют с нервной системой, стимулируя нейроны электрическими импульсами. Полимерная сеть позволяет нейронным интрефейсам – обычно жестким – более мягко взаимодействовать с тканями мозга.

Чтобы обеспечить свой гидрогель электропроводностью, ученые из Университета Страны Басков Кроме использовали графен. Этот материал обеспечивает электрические свойства, которые очень подходят для гидрогеля. Есть у него один недостаток: он нелегко стабилизируется в воде. Поэтому ученые использовали экстракты шалфея, чтобы обеспечить графену устойчивость в водной среде. Эти экстракты также делают гидрогель еще более подходящим для использования в медицине, так как они обладают противомикробными и противовоспалительными свойствами.

Кроме того, исследователи выбрали для другого гидрогеля биополимер, который до сих пор не использовался для таких структур: крахмал. Разработка уникальна еще и тем, что для получения гидрогеля ученые применили метод клик-химии. Это стратегия, которая в последние годы привлекает внимание научного сообщества, потому что, в отличие от других способов синтеза, клик-химия не использует катализаторы в реакциях. Химические вещества получаются путём соединения между собой отдельных маленьких элементов. Метод не требует затраты большого количества энергии для создания веществ и не оставляет побочных продуктов.

[Фото: KIZKITZA GONZALEZ / UPV/EHU]