Ученые из Токийского технологического института нашли убедительные доказательства того, что за перенос центра организации микротрубочек в активированные Т-клетки отвечает белок CLIP-170, говорится в сообщении института.

Когда бактерии или вирусы попадают в организм, наша иммунная система активирует Т-клетки и лейкоциты для борьбы с инфекциями. Во время активации Т-клеток молекулярный комплекс, известный как центр организации микротрубочек (microtubule-organising centre, MTOC), перемещается в центральное место на поверхности Т-клетки. Микротрубочки имеют несколько важных функций, включая определение формы клеток и деление клеток. Таким образом, MTOC очень важен и в иммунном ответе организма.

В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, авторы Лим Вай Мин (Lim Wei Ming) и Юма Ито (Yuma Ito) вместе со своими коллегами из Токийского технологического института (Tokyo Tech) определили, что за перенос MTOC в активированные Т-клетки отвечает конкретный белок – CLIP-170.

Исследователи представили изображение живых Т-клеток, чтобы выявить механизм перемещения MTOC. Для этого они использовали метод двухцветной флуоресцентной микроскопической визуализации. Ученые смогли количественно определить молекулярные взаимодействия и динамику белков при изменении местоположения MTOC. Этот метод позволил им подтвердить, что активация (в данном случае она происходила благодаря включению в молекулу остатка ортофосфорной кислоты) белка CLIP-170 была связана с перемещением MTOC в центр объединенных клеток. Результаты подтвердились, когда ученые использовали клетки с «мутантом» CLIP-170 («мутант» – фосфорилированная форма белка) вместе с клетками, в которых нарушена работа AMPK – молекулы, которая фосфорилирует и активирует CLIP-170. Дальнейшее изображение показало, что CLIP-170 необходим для передвижения динеина – моторного белка, который участвует в перемещении микротрубочек. Белок CLIP-170 закрепляет динеин в центре поверхности клетки – затем динеин натягивает микротрубочки, чтобы переместить MTOC на новое место в центре.

Эти данные проливают свет на связывающие белки микротрубочки и динамику микротрубочек, объясняют авторы работы. Такие исследования имеют решающее значение, поскольку более глубокое понимание активации Т-клеток в иммунном ответе может привести к разработке более безопасных методов иммунотерапии рака.

[Фото: SCIENTIFIC REPORTS]