Исследование ученых из Университета Пердью и Массачусетского технологического института (США) опровергает общепринятое мнение, что вода необходима для создания циклонов: ураган может образоваться также в сухом и холодном климате. Но не на Земле, на другой планете – похожей на Марс, уточняется на сайте Университета Пердью. Результаты работы опубликованы в Journal of the Atmospheric Sciences.

Ураган (или тропический циклон) – атмосферное явление, которое возникает над теплой морской поверхностью и получает «топливо» от того, что влажный воздух поднимается вверх, водяные пары конденсируются в виде дождей, а более сухой воздух, что получается в этом процессе, опускается вниз. Когда «топливо» заканчивается, ураган стихает. Однако, согласно новой модели, вода – не обязательное условие для урагана.

Исследователи использовали компьютерную модель, которая имитирует очень простую атмосферу и постоянно генерирует ураганы. В общем сценарии урагана это похоже на «коробку» с океаном на ее дне, но в данной модели поверхность «высушена» или «охлаждена» до температуры, ниже той, при которой обычно возникают ураганы.

Самой низкой температурой, при которой проводились симуляции урагана, была 240 градусов Кельвина (-33°С). Даже в таких условиях возникало множество циклонов. Эти холодные, сухие штормы, как правило, были меньше и слабее, чем ураганы на Земле, но они формировались с большей частотой.

Когда температура падает, воздух может удерживать меньше воды, что объясняет почему холодные температуры и сухие поверхности дают аналогичные результаты в экспериментах. При температуре 240 градусов К воздух может содержать примерно в 100 раз меньше водяного пара, чем при температурах, типичных для современных тропиков.

Интересно, что существует ряд умеренных температур и уровней влажности, при которых циклоны вообще не образуются. От 250 до 270 градусов Кельвина (от -23  до -3°С) ураганы не возникают, хотя исследователи точно не знают, почему так происходит. А при 280 Кельвинах (6°С) в атмосфере вновь бушуют циклоны.

«Может быть, это означает, что существуют идеальные режимы для ураганов, и мир, в котором мы живем, [им соответствует]», – сказал первый автор работы Дэн Чавас (Dan Chavas), доцент кафедры Земли, атмосферы и планетарных наук в Университете Пердью. – Или вы могли бы оказаться в другом мире, где нет воды, но он все еще способен производить много ураганов. Когда люди думают, можем ли мы жить на сухой, скалистой планете, такой как Марс, они должны учитывать возможность ураганов».

На такой планете может быть даже больше ураганов, чем на Земле. Поскольку изучать атмосферу других планет трудно, ученым приходится использовать свои знания о Земле и фундаментальное понимание того, как «работает» атмосфера.

[Фото: NASA/JPL/MALIN SPACE SCIENCE SYSTEMS PHOTO]