Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 14747

Новые факты из геологической истории Сибирской платформы

Ученые выяснили, что образование пород после плавления литосферной мантии произошло значительно позже, чем считалось ранее.

Международная группа ученых, в состав которой вошли исследователи из НГУ и Института геологии и минералогии СО РАН, по итогам исследований сделали вывод о том, что породы литосферной мантии Сибирской платформы сформировались значительно позже, чем считалось ранее, а также уточнили другие факты из геологической истории платформы. Статьи исследовательской группы опубликованы в журналах Earth and Planetary Science Letters и Geochimica et Cosmochimica Acta, основные факты сообщает сайт НГУ.

Для установления возраста литосферой мантии исследователи определили содержание изотопов осмия и рения в 48 ксенолитах мантийных пород из кимберлитовых трубок Обнаженная и Удачная-Восточная (Сибирский кратон).

Ученые выяснили, что основной этап дифференциации вещества литосферной мантии под Сибирским кратоном происходил не в архейскую эру времени (2,8–3 млрд лет назад), а 800 млн лет позже, в палеопротерозое. В этот период формирования платформы происходили глобальные события плавления, которые в значительной мере сформировали основной облик кратонной литосферной мантии. Новая хронология, по словам ученых, удачно согласуется с возрастами формирования континентальной коры, то есть образования непосредственно Сибирской платформы. «Таким образом, установлена временная и генетическая связь между глобальными процессами преобразования вещества литосферной мантии и этапами формирования Сибирского кратона», — пояснил один из членов научной группы Александр Головин.

кимберлитовые трубки литосферная мантия сибирская платформа сибирский кратон