Вологодские учёные-биологи ведут многолетнюю работу по сохранению и восстановлению исчезающего европейского зубра Bison bonasus (Linnaues, 1758). Эта интродуцированная популяция зубров продемонстрировала высокую степень выживаемости и успешное освоение мест обитания в северных условиях региона. Воспроизводство такого крупного млекопитающего поможет выполнению задач по сохранению биоразнообразия в условиях гармоничного сосуществования природных комплексов с хозяйственной деятельностью людей

Зубр Bison bonasus (Linnaues, 1758) – это   самое крупное копытное животное Европы, обитающее в настоящее время на территории России, Белоруссии и Польши. Ранее зубры занимали лесное пространство Кавказа и Закавказья, Северного Ирана. Теперь эти исчезающие животные интродуцированы (переселены) в самую северную для них точку обитания – в условия Вологодской области на территории Усть-Кубенского района. При минимальной поддержке со стороны человека группа зубров благополучно адаптировалась к суровым природным условиям и произвела потомство. Здесь для животного есть достаточно обширные территории для формирования сообщества, кормовая база, подходящий рельеф и водный режим. С другой стороны, вселение в экосистему европейского зубра успешно решает проблему использования зарастающих мелколесьем старых пахотных земель и вырубленных лесных пространств.

Сохранение зубров Bison bonasus (Linnaues, 1758) способствует восстановлению вида, а также положительному влиянию на естественные экосистемы в северных местах расселения.

На фото Игорь Владимирович Гусаров – кандидат биологических наук, заведующий отделом кормов и кормления сельскохозяйственных животных СЗНИИМЛПХ оп ВолНЦ РАН

Коллективу ученых Вологодского НЦ РАН (г. Вологда – Молочное) удалось создать популяцию свободноживущих зубров в северных условиях Вологодской области. Биологи ведут постоянный экологический мониторинг, следят за динамикой численности копытных и за тем, как биолого-экологические условия Севера оказывают влияние на состояние здоровья зубров и их воспроизводительные функции.

Игорь Владимирович Гусаров – кандидат биологических наук, заведующий отделом кормов и кормления сельскохозяйственных животных СЗНИИМЛПХ – обособленного подразделения ВолНЦ РАН (г. Вологда–Молочное) – рассказал об уникальном и редком животном, о зубре, Bison bonasus L, 1758, а также о том, какие меры по его сохранению и восстановлению проводят учёные в Вологодской области.

«Человек должен быть всегда в ответе за свои поступки, тем более, если оказал негативное действие в пространстве, в котором сам существует. Так в 1927 году был уничтожен в природе последний зубр, самое крупное копытное животное Европы. При понимании того, что экологическая ниша стала намного беднее, по инициативе учёных, в до- и послевоенные годы началась невероятно кропотливая работа по воссозданию истреблённого вида на планете. Потребовалось почти 100 лет, чтобы мы сегодня могли наблюдать в природе одно из красивейших и могучих животных Земли. Поскольку из-за «очень узкого круга родственников» все нынешние животные имеют родство, или применяя термин, «инбредны». Таким образом современные зубры могут быть подвержены различным природным катаклизмам, подвержены болезням, т.е. без определённой помощи человека вряд ли смогут выжить. Поэтому для дальнейшего сохранения зубров необходимо как можно больше получать и знать информации о биологии, жизнеспособности и местах обитания этого животного,  –  Игорь Гусаров выразил мнение по вопросу сохранения зубров в Северо-Западном регионе России для сохранения биоразнообразия, – По истечении времени выяснилось, что в прежних местах обитания зубров для них не осталось места. Поскольку это крупное животное, то и территория должна обладать большими кормовыми запасами, безопасностью для их существования. Такой территорией после определённых исследований оказалась Вологодская область, а именно лесные участки трёх административных районов, в т.ч. Усть-Кубинского. В перспективе здесь возможно существование популяции зубров численностью 800-1000 голов, но это в далёком будущем. Кроме того, удалённость группировки зубров Вологодской области от основных группировок центральной и западной европейской части создаёт условия совершенствования северной группировки как «страховой».

На фото зубры вида Bison bonasus L, 1758, особи «Северной» группировки

Какое место в экосистеме занимает зубр и чем уникален этот вид?

«Зубр самое крупное растительноядное животное Европы, способное влиять на осветление лесов, формирование определённой экосистемы в местах обитания. Кроме того, сегодня мы можем говорить о виде Bison bonasus L., 1758 как об историческом памятнике созидательного труда людей, успешно восстановленного вида. Зубр обладает уникальными качествами, мы можем рассматривать его в будущем как охотничий вид. Биологические особенности, прежде всего уникальное использование и переваривание древесно-веточного корма, устойчивость ко многим заболеваниям, большая живая масса и другие могут в дальнейшем пригодиться в деятельности человека, в совершенствовании домашних пород крупного рогатого скота», – пояснил Гусаров.

Как прошла акклиматизация зубра в Вологодской области?

«Первых животных, в количестве трёх голов, завезли в Вологодскую область в 1991 году. Много было сомнений и предположений, что зубры здесь не смогут жить, но вопреки всему акклиматизация прошла успешно. Необходимо отметить, что первое место выпуска было в Кирилловском районе Вологодской области по всем правилам, соблюдая карантин. Но животным не понравилось их новое место обитания и они исчезли из нашего поля зрения. После безуспешных поисков прошло около года. Мы посчитали, что зубры оказались добычей для волков или жертвой браконьеров. По воле случая их обнаружили в Усть-Кубинском районе, где они облюбовали себе местообитание и существуют здесь по настоящее время. Зубр животное осёдлое, предпочитает использовать уже освоенные места», – ученый поделился результатами наблюдений за адаптацией зубров.

Какова степень влияния зубра на лесные экосистемы Вологодской области? Какое количество особей теперь здесь обитает?

«За время акклиматизации и вот уже тридцатилетнего пребывания зубров в Вологодской области нами не обнаружено негативного влияния реинтродуцированного вида на лесные экосистемы. Вреда ценным древесным породам животные не наносят, а также не оказывает отрицательного влияния на распространение и жизнь других видов животных. Подтверждением успешной акклиматизации является прекрасное состояние животных, их здоровье и регулярный приплод от самок стада. Если учитывать, что пополнение группировки новыми особями происходило незначительно, а стадо увеличивалось за счёт собственного воспроизводства, то прирост существенный. На конец 2019 года общее поголовье самой северной в мире группировки европейских зубров составило 96 особей», – уточнил Игорь Гусаров.

В настоящее время первоочередными задачами по развитию свободноразмножающейся группировки зубров на севере Европейской части России являются следующие: во-первых, паспортизация существующего свободно размножающегося стада и проведение мониторинга по следующим основным направлениям: состояние среды обитания; показатели генетического разнообразия; показатели жизнеспособности (питание, воспроизводство, этология, экстерьер, интерьер);  состояние здоровья животных; воздействие человека. Во-вторых, определение экологически оптимальных условий, обследование и метод подбора территорий, определение кормовой ёмкости угодий для расширения границ обитания группировки.

Игорь Гусаров: карантинный вольер для зубров в Усть-Кубинском районе Вологодской области в 2017 г. Выгрузка и осмотр животных после перевозки

Чтобы сохранить свободноразмножающиеся популяции зубров и увеличить общую численность вида на территории РФ, вологодскими учёными была разработана специальная технология, позволяющая сохранять этих уникальных животных.

По замечанию Гусарова, «разработанный технологический регламент создания регулируемой   популяции зубров в условиях севера Европейской части России – это уникальные мероприятия, которые позволяют перейти к долгосрочному проекту по сохранению и совершенствованию крупной группировки чистокровных зубров на территории Вологодской области. Первоначально предусматривалось обследование предполагаемой территории обитания зверей путём осмотра и наблюдений лесных массивов с использованием почвенных, климатических и географических карт, обследований по лесоустройству, метеорологических наблюдений. Животные отбирались из числа поголовья центрального зубрового питомника Приокско-Террасного биосферного заповедника по живой массе и экстерьеру. Перевозка животных осуществлялась в специально оборудованных клетках, разработанных М. Заблоцким. Технологическим регламентом предусмотрена передержка зубров в карантинном вольере не менее двух месяцев, после чего происходит выпуск животных в природу. Для адаптации были устроены подкормочные площадки и солонцы. Обязательным условием соблюдения регламента является проведение контрольных наблюдений и защита от хищников, а также при необходимости и от браконьеров. Активно применялся метод тропления зверей, визуального наблюдения. Формирование поведенческих реакций описывалось по классификации Е. Хейфеца. Немаловажное значение имела и разработка техники безопасности при работе с зубрами. Таким образом, регламент учитывает биологические особенности вида в новых условиях обитания, биотехнические мероприятия со стороны человека, проведение мониторинга и охрану животных, что стимулирует работу по оптимизации численности стада зубров».

Тем не менее, сегодня еще существуют проблемы, связанные с дальнейшим сохранением вида Bison bonasus L,1758.  В этой связи ученые, как подчеркивает вологодский биолог, «проводят регулярный мониторинг мест обитания и анализ воспроизводства стада. Немаловажное значение при вселении нового вида в существующие экосистемы имеет отношение человека к проводимым мероприятиям. Не всегда это успешно заканчивается в пользу «новичков». В нашем случае успешной адаптации способствовала любовь и уважение к зубрам всего окружающего населения, которая продолжается и по настоящее время. Речь идёт и о местном населении окружающих посёлков и деревень, и о землепользователях, на чьи угодья частенько претендуют зубры. Всё решается в обоюдном согласии, учитываются интересы всех сторон, что важно для дальнейшего результата невероятно важной цели. Кроме того, привлекательность территории района обусловлена именно обитанием здесь уникального вида животных. В связи с этим, рассматриваем вопрос о создании экологической тропы для знакомства с природой края и зубрами».

«Наряду с определённой стабилизацией общего поголовья зубров, сохраняется угроза исчезновения вида по ряду причин, одной из основных является низкая степень генетического разнообразия, усугубляющаяся недостаточной численностью животных, способных поддерживать свою жизнеспособность. Поэтому особо важным мероприятием становится поддерживание генофонда группировок. С этой целью необходим регулярный завоз производителей, отличающихся происхождением от существующей группировки. Особую важность приобретает решение задач, связанных с созданием свободноразмножающихся группировок зубров на территории России. Сегодня уже имеется определённый опыт, в ходе которого сформирована Орлово–Брянско-Калужская популяция зубров, крупнейшая на территории Российской Федерации. Также необходимо назвать крупные группировки зубров во Владимирской области и в Кавказском регионе России. Членами Рабочей группы по сохранению зубров в России при Министерстве природных ресурсов предложено внести в проект формирующейся и уже практически подготовленной Стратегии сохранения зубров на территории Российской Федерации ряд приоритетных территорий для создания новых и крупных группировок зубров. С большим удовольствием хочу заметить, что Вологодская область признана одной из таких мест обитания для зубров.

Справедливо отметить группировку зубров Вологодской области не только как самую северную, но и одну из старейших, стоявшей у истоков возвращения исторического вида в природную среду обитания после восстановления и разведения в неволе. Опыт создания крупной группировки, от трёх основателей и до стада численностью более 100 голов (по предварительным данным учёта 2020 г.) имеет большое значение для сохранения, совершенствования и увеличения численности зубров не только в России, но и в мировом масштабе.

Успех выполненной и продолжающейся работы состоит в слаженной работе большой команды учёных-биологов Северо-Западного научно исследовательского института молочного и лугопастбищного хозяйства, Вологодской молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина, питомников Приокско-Террасного и Окского заповедников, экспертов Рабочей группы по сохранению зубров в России, органов власти различных уровней и многих других специалистов, принимающих душевное участие и веривших в удачу задуманного эксперимента. Необходимо подчеркнуть особую роль правительства Вологодской области, оказывающего всестороннюю поддержку сохранению поголовья зубров в регионе. Методологической основой мониторинга являются многолетние работы как зарубежных учёных, так и российских. Основой являются визуальные наблюдения за состоянием мест обитания и состоянием животных», – комментирует Игорь Гусаров.

Итак, длительная работа специалистов Северо-Западного научно- исследовательского института молочного и лугопастбищного хозяйства – обособленного подразделения ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук»  по сохранению экосистем и увеличению численности европейского зубра Bison bonasus (Linnaues, 1758)  и его репродуктивного потенциала подтверждает  результативность интродукции  этого вида в  Усть-Кубенском районе Вологодской области и способствует, наряду с природоохранными целями, популяризации  природы севера России.