24 апреля исполнится 29 лет с момента запуска телескопа «Хаббл». К этому событию команда «Хаббла», по традиции, опубликовала изображение, недавно полученное телескопом. На нем запечатлена Южная крабовидная туманность, силуэт которой напоминает краба или песочные часы. Свой первый снимок этой туманности, образованной двойной системой звезд, «Хаббл» сделал двадцать лет назад.

24 апреля 1990 года на космическом шаттле «Discovery» был запущен космический телескоп «Хаббл», который помог взглянуть на Вселенную по-другому, перевернуть наше представление о ней. Изображения с телескопа впечатляют как с научной, так и с эстетической точки зрения.

Каждый год телескоп посвящает небольшую часть своего драгоценного времени особому «праздничному» изображению: он фокусируется на съемке особенно красивых и значимых объектов. В этом году им стала Южная крабовидная туманность (не путать с другой, Крабовидной туманностью, которая находится в северном полушарии неба, в созвездии Тельца).

Эта своеобразная туманность, которая напоминает краба или песочные часы, расположена в созвездии Центавра в южном полушарии. Она была создана взаимодействием пары звезд в ее центре. Неравная пара состоит из красного гиганта и белого карлика. Красный гигант теряет вещество внешнего слоя на последнем этапе своей жизни, постепенно превращаясь в белового карлика. Некоторое количество выброшенного материала красного гиганта привлекает сила тяжести его спутника.

Когда достаточное количество этого вещества притягивается к белому карлику, он также выталкивает материал наружу – в результате создаются структуры, которые мы видим в туманности. В конце концов, красный великан закончит сбрасывать свои внешние слои и перестанет «кормить» своего спутника, белого карлика.

Впервые объект был описан в 1967 году – и больше двадцати лет считалось, что он является обычной звездой: до 1989 года, когда ученые наблюдали за ним с помощью телескопов в Обсерватории La Silla Европейской южной обсерватории. Полученное изображение показало расширенную туманность в форме краба, образованную симметричными «пузырями» газа и пыли.

Эти наблюдения показали только внешние песочные часы, исходящие из яркой центральной области. Что же происходило в эпицентре событий, в месте соединения половинок часов, стало понятно только благодаря «Хабблу». Он наблюдал за туманностью в 1998 году, а в 1999 был обнародован его снимок, на котором видны внутренние структуры Южной Крабовидной туманности. Символично, что спустя двадцать лет телескоп снова направил на нее свое зеркало.

[Фото: NASA, ESA, and STScI]