Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 2207

Плотоядное растение с Борнео заманивает летучих мышей особой акустикой

Ученые разгадали тайну симбиоза кувшиночника и летучих мышей. Оказывается, растение отражает ультразвуковые волны, которые испускает животное, и таким образом позволяет опознать себя.

Редкий симбиоз наблюдают ученые между хищным кувшиночником вида Nepenthes hemslayana и летучими мышами на острове Барнео. Как уверяют ученые из Германии, опубликовавшие статью в журнале Current Biology, растение буквально заманивает летучую мышь ультразвуком. Кратко об открытии можно почитать в ScienceShot.

Хищное растение Nepenthes hemslayana из рода кувшиночников служит местом укрытия для летучих мышей. Внутри кувшина прохладно, нет паразитов и других летучих мышей. В свою очередь, летучая мышь удобряет непентес своими экскрементами, обогащенными азотом. Но как же животные находят это растение в густых тропиках? Ответить на этот вопрос взялись ученые из Зоологического института и музея при Грайфсвальдском университете.

Летучая мышь ищет место для насеста с помощью эхолокации, то есть излучает ультразвуковые волны и по их отражению определяет расстояние до объекта и его форму. Биологи выяснили, что внутри кувшина N. hemslayana есть особая вогнутая структура, которая отражает сигнал летучей мыши так, что животное его распознает и приземляется в кувшин.

Растения крайне редко используют звук для привлечения. Такая тактика известна у растений в Южной Америке, которых опыляют летучие мыши. Теперь ее нашли и у растений Старого света. Авторы исследования считают, что эта структура в кувшине N. hemslayana служит своеобразным акустическим флагом. Она дает кувшиночнику преимущество перед другими растениями в густом лесу, которые могли бы служить летучим мышам насестом.

О непентесе вида Nepenthes rafflesiana читайте в нашей статье «Насекомоядные растения, может быть, умеют приманивать свои жертвы».

nepenthes hemslayana кувшиночник летучие мыши симбиоз ультразвук