Ученые из Бристольского университета изучали насекомоядное растение Nepenthes rafflesiana, которое, как считалось, обладало изъяном, мешавшим ему ловить насекомых. Теперь высказано предположение, что этот изъян, наоборот, идет растению на пользу. Результаты исследования опубликованы в Royal Society Proceedings B.

Большинство насекомоядных растений обладает специальными механизмами для приманивания насекомых. Обычно у них вырастают яркие цветы или же появляется сладкий нектар, который, однако, находится рядом с влажными ловчими листами, попав на который жертва уже не может вырваться и соскальзывает в глубину листа. Однако у Nepenthes rafflesiana ловчие листы оказываются влажными только после сильного дождя или под воздействием ночной росы, а в течение дня они совершенно сухие и безопасные. Казалось бы, это недостаток, но, по мнению Ульрики Бауэр (Ulrike Bauer), проводившей исследование, мы, наоборот, имеем дело с особым качеством, развившимся в процессе эволюции. Сладкий нектар Nepenthes rafflesiana очень привлекателен для муравьев. Однако первый муравей, собирающий этот нектар в середине дня, спокойно приносит его в муравейник, за ним в следующий раз приходят уже несколько муравьев, затем еще и еще. В результате, когда на ловчем листе появляется влага, он оказывается способен поймать сразу несколько десятков муравьев. Такой же механизм обнаружен и у других насекомоядных растений в разных частях света.

Ульрике Бауэр и ее коллеги провели эксперимент с несколькими растениями, у которых они поддерживали постоянную влажность листьев. В результате такие растения поймали больше отдельных муравьев, но к ним муравьи уже не приходили группами. Мало того, они считают, что растения и муравьи находятся в определенном сотрудничестве. Потеря нескольких десятков муравьев для муравейника – не большой удар, а крайне питательный и сладкий нектар, который они до этого смогли принести, оказывается полезен для колонии в целом, несмотря на то, что он достается ценой жизней ее отдельных членов.

Впрочем, есть ученые, у которых теория Ульрики Бауэр вызывает сомнение. Они считают, что эту особенность Nepenthes rafflesiana можно было бы считать результатом эволюции, если бы цветок все больше и больше времени держал свои листья сухими, или же увеличивал производство нектара в сухие периоды.