Университет Цюриха провел исследование феномена альтруизма у человека и других приматов. Оказалось, что игрункам и тамаринам — обезьянам, распространенным в Новом свете — так же, как и человеку, свойственно помогающее поведение. Это связано с социальным образом жизни и необходимостью совместного ухода за детенышами. Результаты описаны в статье в журнале NatureCommunications.

Ученые придумали, как поставить эксперимент, призванный изучать спонтанное альтруистическое поведение, результаты которого можно затем нормализовать. В качестве фокуса исследования они выбрали ситуацию, в которой животное могло поделиться угощением с другими членами группы даже при условии, что лакомство не достанется ему самому. Для этого была построена специальная установка, из которой можно было вынуть еду, но только так, что достанется она другим, а не тому, кто с установкой работает.

В серии экспериментов участвовало несколько групп детей в возрасте от четырех до семи лет, а также 15 видов обезьян. Выяснилось, что дети в основном демонстрировали альтруистическое поведение, а у животных его проявления варьировались от вида к виду. Так, например, шимпанзе, ближайшие родственники человека, с большим мозгом и развитыми когнитивными навыками действовали бескорыстно лишь от случая к случаю, а тамарины и игрунки, наоборот, показывали устойчивое просоциальное поведение.

Проявление альтруизма ученые обнаружили только у тех видов обезьян, которым свойственно совместное воспитание потомства, то есть за каждым из детенышей ухаживает не только его родная мать, но и другие родственники и члены стаи.

«Когда наши предки стали воспитывать своих детей совместно, они заложили основу для нашего альтруистического поведения», — считает руководитель исследования антрополог Джудит Буркарт (Judith Burkart).

Фото превью: Mark Pellegrini, CC BY-SA 3.0Wikimedia Commons