Ученые из Канады и Великобритании во главе с Марком Пеллом (Marc Pell) из Университета МакГилла (Канада) доказали, что человеческий мозг гораздо быстрее распознает эмоции, переданные не словами, а вокализациями — смехом, всхлипыванием, рычанием, вздохами и тому подобное. В этом процессе задействованы более эволюционно древние зоны мозга, чем в интерпретации речи. Более того, ученые обнаружили, что на эмоции, выраженные такими способами, мы обращаем намного больше внимания, чем когда нам говорят о них словами. Статья опубликована в журнале Biological Psychology, об исследовании рассказывает сайт Science Daily.

На обработку неречевых сигналов об эмоциональном состоянии уходят десятые доли секунды. Такая скорость, по словам авторов статьи, выработалась по необходимости, поскольку от быстрого распознавания эмоций другого зачастую зависела жизнь древнего человека.

В исследовании ученые акцентировали внимание на трех основных эмоциях — злости, печали и счастья. В эксперименте приняло участие 24 человека, всем им давали прослушать различные несловесные вокализации, а также фразы из несуществующих в реальности слов, сказанные с разной интонацией. Задача испытуемых состояла в том, чтобы узнать передаваемые эмоции, а с помощью ЭЭГ ученые устанавливали, как быстро и в каких зонах мозга фиксировалась реакция.

В результате удалось сделать несколько интересных выводов. Кроме того, что несловесные звуки оценивались быстрее, существовала разница и в реакциях на разные виды эмоций. А именно, звуки, говорящие об эмоции счастья, например, смех, обрабатывались быстрее, чем звуки, связанные со злостью и печалью. При этом реакция на злость всегда была более длительной, то есть наш мозг обращает больше внимания именно на эту эмоцию, что, в общем, объяснимо с точки зрения эволюционных преимуществ.