Материалы портала «Научная Россия»

Зиновьевский клуб: Наука и невежество в современном мире

Зиновьевский клуб: Наука и невежество в современном мире
26 января в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялось заседание Зиновьевского клуба на тему: "Наука и невежество в современном мире».

26 января в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялось заседание Зиновьевского клуба на тему: "Наука и невежество в современном мире». В обсуждении темы приняли участие сопредседатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Алексей Козырев, ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Фокин, директор школы №2101 «Филевский образовательный центр» г. Москвы Дмитрий Модель, первый заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Светлана Журова, а также члены Зиновьевского клуба Михаил Фридман, Олег Назаров, Владимир Лепехин и Павел Родькин.

Участники Зиновьевского клуба сошлись во мнении, что невежество начало прогрессировать с уменьшением интереса к науке. Открывая заседание, Ольга Зиновьева отметила, что в начале 90-х годов наша страна была целиком и полностью выбита из колеи. По ее мнению, с распадом Советского Союза страна стала пятиться назад, и то же самое невольно произошло с наукой.

Ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Фокин добавил, что в 90-е годы наука была дискредитирована, в первую очередь тем, что ее перестали финансировать, и от ее услуг отказалось государство. Это изменило отношение общества к учёным и науке в целом. Докладчик считает, что невежество - не только образовательная, но еще  и психологическая проблема, связанная с той социальной неустойчивостью, которая возникла в 90-е годы. По его мнению, сегодня происходит оболванивание масс. Все сложившиеся обстоятельства, психологические, экономические, социальные, политические поддерживают невежество. 

— Несмотря на то, что были предприняты попытки, направленные на модернизацию науки и образования, все это привело к снижению качества образования, — отметил докладчик. — Много говорят о поддержке одаренных детей, но их единицы. Нужно сосредоточиться на основной массе, именно эти люди создают страну, экономику, жизнь. Главное сегодня - массовое просвещение и воспитание. 

Продолжая обсуждение, Алексей Козырев обратил внимание присутствующих на проблемы российской системы образования. Он отметил, что в МИФИ открыли кафедру теологии, но, по его мнению, теология должна существовать в богословских учебных заведениях.

— Гораздо больший вред нашей науке и состоянию образованности наносит Болонская система образования, — считает Алексей Козырев. — В чем я вижу опасность для нашего просвещения? Во-первых, в том, что разделение образования на три уровня - бакалавр, магистр и аспирант - приводит к тому, что порог входа на определенный уровень вовсе не предполагает прохождения уровня предыдущего. В Советском Союзе образование было элитарным. Если раньше в университет шли максимум 30% выпускников, то сегодня идут все. Появляются специальности, которые не являются университетскими - аудит, консалтинг, пиар. Университет превращается в массовую школу.

Также докладчик отметил негативную роль СМИ в разложении престижа науки и труда ученого. Алексей Козырев считает, что в стране нет профессиональных журналистов, которые освещают научную деятельность

— Ещё одна задача, которая перед нами возникает - создание среды для популяризации науки и научного знания, — добавил докладчик.

Директор школы №2101 «Филевский образовательный центр» г. Москвы Дмитрий Модель сообщил о результатах работы в сфере школьного образования. 

— В том году у нас [в стране] было 38 детей, которые на международных предметных олимпиадах завоевали победу либо призовые места, — пояснил спикер. — Вместе с тем нет ощущения этих побед. Есть подозрение, что это связано с недоверием общественности к тому, что мы делаем, и результатам, которые получаем. Есть чемпионаты WorldSkills, JuniorSkills. По этим показателям мы вошли в пять лучших стран. А как же сделать так, чтобы результат стали ощутимы?

По мнению докладчика, невежество возникает от незнания, и с этим необходимо бороться путем массового просвещения. 

— Нам с вами надо научиться различать творог и творожный продукт, который не имеет знака качества. Это абсолютно разные явления. Надо выбирать осознано и знать, что ты получишь в конце, —  подытожил Дмитрий Модель.

Заседание завершилось оживленной дискуссией, в которой приняли участие присутствующие представители науки, культуры, журналисты и дипломаты.

 

Справка.

Зиновьевский клуб МИА "Россия сегодня" – экспертная площадка, учреждённая МИА "Россия сегодня" совместно с Биографическим институтом Александра Зиновьева. Сопредседатели Зиновьевского клуба: Дмитрий Киселёв (генеральный директор МИА "Россия сегодня") и Ольга Зиновьева (директор Биографического института Александра Зиновьева, президент Международного общества "Россия — Германия").

 

зиновьевский клуб наука образование ольга зиновьева

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.