Две компании — Deep Space Industries из Калифорнии и Planetary Resources из штата Вашингтон — активно работают над возможностью извлечения ресурсов с астероидов. Это важно для обеспечения потребностей деятельности в дальнем космосе в таких материалах, как вода, ракетное топливо и стройматериалы, доставка которых с Земли будет неприемлемо дорогой. Во второй половине 2020-х годов обе эти компании планируют начать полномасштабные разработки ископаемых на астероидах. И это будет хорошей проверкой релевантности договора о космосе в октябре исполнилось 50 лет.
Полностью это международное соглашение именуется «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», оно было подписано 50 лет назад изначально только Великобританией, СССР и США, хотя с тех пор к нему присоединилось около сотни государств. Главная цель договора — ввести ограничения и запреты, с тем, чтобы избежать международных конфликтов.
Он определяет космос как «область деятельности всего человечества» и запрещает государствам, ратифицировавшим этот договор или присоединившимся к нему (а всего таких государств около 100), колонизировать небесные тела и использовать их в военных целях. И вот к контексте надвигающейся добычи ископаемых на астероидах дело становится особенно интересным.
Между тем, космический аппарат НАСА OSIRIS-REx уже летит к богатому водой астероиду Бенну, с которого он должен доставить на Землю образец горной породы для изучения. Впрочем, по мнению главного исследователя миссии OSIRIS-REx Данте Лауретта (Dante Lauretta), технологии переработки материалов в космосе еще не готовы. И вот когда это произойдет, компаниям и законодателям придется искать разумный баланс многих интересов.
Первый из ресурсов, который предполагается добывать — вода. ее можно не только пить, но и путем электролиза разлагать на водород и кислород для использования в качестве топлива. На некоторых астероидах вода составляет до 10% их массы.
Проблема в том, что вода эта — связанная, т.е. входит в состав минералов вроде слюды, присутствующей и во многих земных горных породах. Ее можно выделить, но сперва компаниям нужно будет добыть там эти самые минералы — а вот это уже, по мнению ряда стран, включая Россию, Бразилию и Бельгию, станет нарушением Договора о космосе. И хотя в договоре ничего не говорится о добыче ископаемых ресурсов, но там есть запрет на «присвоение небесных тел государствами». В общем, юридическая коллизия космического масштаба.
С другой стороны, сторонники добычи ресурсов на астероидах считают запрет на нее подобием статуса «общего достояния человечества» для международных вод: никто не может колонизировать Атлантический океан, но все могут ловить рыбу в нем. Соответственно, согласно этой логике, использование материалов, добытых на астероидах, не станет присвоением этих астероидов.
Например, в 2015 г., когда президент США подписал закон, признающий права граждан США на собственность на ресурсы с астероидов и утверждающий программу лицензирования добычи ресурсов. Подобный закон принял и Люксембург, зондирующий почву на предмет того, чтобы стать всемирным посредником в деле разработки ресурсов в космосе.
Оппоненты такого подхода ссылаются на пример других общих достояний человечества, например Антарктиды, где правила допустимых извлечений ресурсов прописаны гораздо детальнее — «поскольку космос принадлежит всем, его ресурсы тоже принадлежат всем». Соответственно, по этой версии страны должны сперва договориться о создании какого-то рода международного лицензирующего органа и международном распределении выгод.
Так или иначе, очень вероятно, ясность наступит лишь после того, как кто-нибудь начнет добычу полезных ресурсов в космосе.
[Иллюстрация: НАСА]