Ученые обнаружили вокруг недавно родившейся звезды газопылевой диск, в котором, вероятно, формируется планетная система. Это означает, что планеты могут возникать и в системе совсем юных звезд, чего не наблюдали раньше. О своем открытии ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Звезда, о которой идет речь, известна под номером IRAS 15398-3359. Это маленькая, молодая звезда, масса которой в сотни раз меньше массы Солнца. Ее крохотный размер означает, что слабый свет, который испускает звезда, даже не может достичь нас сквозь облако газа и пыли, которое его окружает. Но это – совсем не повод для астрономов продолжить ее изучение.

Протозвезда была обнаружена в 2013 году командой профессора Токийского университета Йоко Ойя (Yoko Oya). Астрономы смогли рассмотреть ее при помощи комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в Чили – на длине волны около 700 нанометров, в субмиллиметровом диапазоне. Волны света такой длины могут проникать в пылевое облако. Несмотря на то что полученные изображения были нечеткими, ученым удалось определить на них интересные структуры. Они представляют собой плотный диск газа и пыли из облака, окружающего звезду. Подобного еще никогда не видели вокруг такой молодой звезды. Остатки вещества этого диска, не поглощенные звездой, в конечном итоге превратятся в плотный протопланетный диск.

«Мы не можем точно сказать, что этот конкретный диск сложится в новую планетную систему, – подчеркивает Ойя. – Облако пыли могут унести звездные ветра, или же вся эта пыль может упасть на саму звезду. Интересно, насколько быстро это может произойти». Протозвезда составляет сейчас всего 0,7 процента нашего Солнца, но она может быстро вырасти до больших размеров (примерно до 20 процентов Солнца) всего за несколько десятков тысяч лет – в мгновение ока, по космическим меркам.

[Фото: Science Daily]